Д. И. Писарев. Пушкин и Белинский (1 гл.). Евгений Онегин - глава 9
Вернуться на предыдущую страницу
В начале этой статьи я привел несколько восторженных отзывов Белинского
об огромном историческом и общественном значении "Евгения Онегина". Теперь,
разобрав главные характеры романа, я могу решить, по моему крайнему
разумению, вопрос о том, оправдываются ли эти восторженные отзывы Белинского
действительными достоинствами "с_а_м_о_г_о з_а_д_у_ш_е_в_н_о_г_о
п_р_о_и_з_в_е_д_е_н_и_я" Пушкина? Белинский говорит, что "Онегина" можно
назвать "энциклопедией русской жизни". Эта поэма была, по его мнению, "актом
сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом
вперед для него! Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на
одном месте сделалось уже невозможным" (стр. 605).
Если сознание общества должно состоять в том, чтобы общество отдавало
себе полный и строгий отчет в своих собственных потребностях, страданиях,
предрассудках и пороках, то "Евгений Онегин" ни в каком случае и ни с какой
точки зрения не может быть назван а_к_т_о_м с_о_з_н_а_н_и_я. Если движение
общества вперед должно, состоять в том, чтобы общество выясняло себе свой
потребности, изучало и устраняло причины своих страданий, отрешалось от
своих предрассудков и клеймило презрением свои пороки, то "Евгений Онегин"
не может быть назван ни первым, ни великим, ни вообще каким бы то ни было
ш_а_г_о_м в_п_е_р_е_д в умственной жизни нашего общества. Что же касается до
б_о_г_а_т_ы_р_с_к_о_г_о р_а_з_м_а_х_а и д_о н_е_в_о_з_м_о_ж_н_о_с_т_и
с_т_о_я_т_ь н_а о_д_н_о_м м_е_с_т_е после "Евгения Онегина", то, разумеется,
читателю при встрече с такими смелыми и чисто фантастическими гиперболами
остается только улыбнуться, пожать плечами и припомнить то недалекое
прошедшее, которое ежеминутно, как упорная и плохо вылеченная болезнь, дает
себя чувствовать в настоящем.
Отношения Пушкина к изображаемым явлениям жизни до такой степени
пристрастны, его понятия о потребностях и о нравственных обязанностях
человека и гражданина до такой степени смутны и неправильны, что
"л_ю_б_и_м_о_е д_и_т_я" пушкинской музы должно было действовать на
читателей, как усыпительное питье, по милости которого человек забывает о
том, что ему необходимо помнить постоянно, и примиряется с тем, против чего
он должен бороться неутомимо. Весь "Евгений Онегин" - не что иное, как яркая
и блестящая апофеоза самого безотрадного и самого бессмысленного status quo.
Все картины этого романа нарисованы такими светлыми красками, вся грязь
действительной жизни так старательно отодвинута в сторону, крупные нелепости
наших общественных нравов описаны в таком величественном виде, крошечные
погрешности осмеяны с таким невозмутимым добродушием, самому поэту живется
так весело и дышится так легко, - что впечатлительный читатель непременно
должен вообразить себя счастливым обитателем какой-то Аркадии, в которой с
завтрашнего же дня непременно должен водвориться золотой век.
В самом деле, какие человеческие страдания Пушкин сумел подметить и
счел необходимым воспеть? Во-первых, - скуку или хандру; а во-вторых, -
несчастную любовь, а в-третьих... в-третьих... больше ничего, больше никаких
страданий не оказалось в русском обществе двадцатых годов. Сначала Онегин
скучает оттого, что он слишком счастлив, слишком безгранично наслаждается
всеми благами жизни; потом Татьяна страдает оттого, что Онегин не хочет на
ней жениться; потом Онегин страдает оттого, что Татьяна не желает сделаться
его любовницей. Значит, в русском обществе двадцатых годов были два
капитальных порока, два таких порока, на которые величайший поэт России
непременно должен был обратить свое просвещенное внимание. Во-первых, в
тогдашней России было слишком много благ жизни, так что русские юноши могли
объедаться ими, расстраивать себе желудки и вследствие этого впадать в
хандру. Во-вторых, русские мужчины и русские женщины были так устроены от
природы, что они не всегда одновременно влюблялись друг в друга: случалось,
например, так, что женщина уже пламенеет, а мужчина еще едва начинает
разогреваться; потом мужчина пылает, а женщина уже сгорела дотла и гаснет.
Такое неудобное устройство причиняло много огорчений как просвещенным
россиянам, так и очаровательным россиянкам. Роман Пушкина бросил яркий свет
на обе главные язвы русской жизни; так как этот роман был
б_о_г_а_т_ы_р_с_к_и_м р_а_з_м_а_х_о_м, то стоять на одном месте после его
появления было уже невозможно, и русское общество, вникнув в страдания
Онегина и Татьяны, немедленно сделало необходимые распоряжения, во-первых,
насчет того, чтобы количество жизненных благ было приведено в строгую
соразмерность с объемом юношеских желудков, а во-вторых, насчет того, чтобы
просвещенные россияне и очаровательные россиянки воспламенялись взаимной
любовью одновременно. Когда это равновесие вошло в надлежащую силу, тогда
уничтожились хандра и несчастная любовь; в России водворился золотой век;
юноши стали вкушать блага жизни с благоразумной умеренностью, а девы
благодаря этим умеренным юношам стали; в надлежащее время превращаться в
счастливых жен и превосходных матерей. Но золотой век исчез, как легкое
сновидение; и смотрят юные потомки аркадских жителей на богатырский размах
"Евгения Онегина", как на совершенно несообразную грезу, которую после
пробуждения трудно не только понять, но даже и припомнить. И смекают эти
развращённые потомки, что если "Евгений Онегин" есть энциклопедия русской
жизни, то, значит, энциклопедия и русская жизнь нисколько друг на друга не
похожи, потому что энциклопедия - сама по себе, а русская жизнь - тоже сама
по себе.
По некоторым темным преданиям и по некоторым глубоким историческим
исследованиям позволительно, например думать, что в России двадцатых годов
существовало то явление общественной жизни, которое известно теперь под
именем крепостного права. Интересно было бы знать, как отразилось это
явление русской жизни в энциклопедии? Справляемся, и узнаем, что Онегин,
приехав в деревню, заменил ярем старинной барщины легким оброком и что мужик
благословил судьбу; что старуха Ларина "служанок била, осердясь", "брила
лбы" и "стала звать Акулькой прежнюю Селину", что служанки, собирая ягоды,
пели по барскому приказанию песни, для того "чтоб барской ягоды тайком уста
лукавые не ели"; что "крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь";
что дворовый мальчик бегает по двору, "в салазки жучку посадив, себя в коня
преобразив"; что на святках
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.
Вот и все, что мы можем почерпнуть из энциклопедии касательно
крепостного права. Надо сказать правду, на этих сведениях лежит самый
светло-розовый колорит: помещик облегчает положение мужика, мужик
благословляет судьбу, мужик торжествует при появлении зимы - значит, любит
зиму, значит, ему тепло зимой и хлеба у него вдоволь, а так как русская зима
продолжается по крайней мере полгода, то значит, мужик проводит в торжестве
и благодушестве по крайней мере половину своей жизни. Сын дворового человека
тоже ликует и забавляется; значит, его никто не бьет, его хорошо кормят,
тепло одевают и не превращают с малых лет в казачка, обязанного торчать на
конике в лакейской и ежеминутно бегать то за носовым платком, то за стаканом
воды, то за трубкой, то за табакеркой. Светло-розовый колорит немного
помрачается тем неожиданным известием, что Ларина била служанок; но,
во-первых, Она их била только "осердясь", а сердилась она, вероятно, очень
редко и только за дело, потому что, если бы она была способна сердиться
часто и неосновательно, то, разумеется, проницательный Онегин, приятель и
любимец автора энциклопедии, и не сказал бы о Лариной, что она "очень милая
старушка". Во-вторых, служанок и нельзя было не бить, потому что они, как мы
узнаем из той же энциклопедии, были очень большие мерзавки; они были
способны похищать барские ягоды, и барыня, для ограждения священной
собственности и для предохранения мерзких служанок от гнусного преступления,
была принуждена утруждать свою барскую голову и придумывать то замысловатое
средство, которое называется в энциклопедии з_а_т_е_е_й с_е_л_ь_с_к_о_й
о_с_т_р_о_т_ы и которое приучало служанок предпочитать высокие эстетические
наслаждения, - как-то пение, - низким материальным предметам, именно ягодам.
В-третьих, служанок били не больно, потому что ни самые побои, ни
воспоминания об оных не мешали им проводить святки в песнопениях, в которых
они имели случай усовершенствоваться во время лета, при своих нередких
столкновениях с низкими материальными предметами, то есть с ягодами.
Итак, основываясь на свидетельстве энциклопедии, мы имеем полное право
умозаключить, что крепостное право доставляло весьма много пользы и
удовольствия как помещикам, так и мужикам. Помещики имели возможность
обнаруживать свое великодушие, мужики имели возможность учиться у них
бескорыстию, служанки развивали в себе эстетическое чувство и способность
нравственного самообладания, - словом, все благоденствовали и взаимно
совершенствовали друг друга.
Вернуться на предыдущую страницу
|