Д. И. Писарев. Пушкин и Белинский (1 гл.). Евгений Онегин - глава 8
Вернуться на предыдущую страницу
Белинский посвятил характеристике Татьяны целую отдельную статью. В
этой статье он, по своему обыкновению, высказал много превосходных мыслей,
которые даже теперь, по прошествии двадцати лет, могут еще изумлять и
приводить в ужас неисправимых филистеров. Но, отдавая полную справедливость
превосходным частностям этой статьи, я должен заметить, что, по своей
основной идее, по своему взгляду на характер Татьяны, она оказывается
совершенно несостоятельной. Белинский ставит Татьяну на пьедестал и
приписывает ей такие достоинства, на которые она не имеет никакого права и
которыми сам Пушкин, при своем поверхностном и ребяческом взгляде на жизнь
вообще и на женщину в особенности, не хотел и не мог наделить любимое
создание своей фантазии.
Главная причина неосновательного пристрастия Белинского к Татьяне
заключается, по моему мнению, в том, что Белинскому приходится защищать как
самого Пушкина, так и Татьяну против тупых и пошлых нападений тогдашнего
филистерства. В увлечении полемики трудно сохранять постоянно трезвость
критического взгляда. Опровергая глупые замечания филистеров, Белинский
вдается часто в противоположную крайность. Филистеры говорят, например:
такой-то поступок отвратителен. Белинский, в пику им, утверждает, что он
великолепен. А при ближайшем рассмотрении оказывается, что филистеры,
конечно, городят ужасный вздор, но что и Белинский совершенно неправ, потому
что в разбираемом поступке нет ничего ни отвратительного, ни великолепного.
Это влияние филистерских толков на процесс мысли, совершавшийся в голове
великого бойца Белинского, выразилось очень ясно во многих местах его
критических статей о Пушкине. Вот, например, как рассуждает Белинский о
письме Татьяны к Онегину:
"Татьяна вдруг решается писать к Онегину: порыв наивный и благородный,
но его источник заключается не в сознании, а в бессознательности: бедная
девушка не знала, что делала. После, когда она стала знатной барыней, для
нее совершенно исчезла возможность таких наивно великодушных движений
сердца". Затем следует несколько эстетических замечаний о той форме, в какой
выразилось чувство Татьяны. Потом начинаются сражения с филистерством.
"Замечательно, - продолжает Белинский, - с каким усилием старается поэт
оправдать Татьяну за ее решимость написать и послать это письмо; видно, что
поэт слишком хорошо знал общество, для которого писал".
Выдержав несколько строф из "Онегина", Белинский продолжает: "Нельзя не
жалеть о поэте, который видит себя принужденным таким образом оправдывать
свою героиню перед обществом - и в чем же? - в том, что составляет сущность
женщины, ее лучшее право на существование, - что у нее есть сердце, а не
пустая яма, прикрытая корсетом! Но еще более нельзя не жалеть об обществе,
перед которым поэт видел себя принужденным оправдывать героиню своего
романа, в том, что она - женщина, а не деревяшка, выточенная по подобию
женщины" (стр. 591, 593, 595).
Благодаря ослиным воплям филистеров весь вопрос о Татьяне сдвинут в
сторону и поставлен совершенно неправильно. Белинский доказывает, что, любя
Онегина, Татьяна имела полное право написать к нему письмо. Это не подлежит
сомнению, и против этого могут спорить только филистеры. Но сущность вопроса
состоит совсем не в этом, а в том: может ли и должна ли умная девушка
влюбляться в мужчину с первого взгляда? Белинский смотрит на Татьяну очень
благосклонно за то, что у нее оказалось в груди сердце, а не пустая яма,
прикрытая корсетом. Это с ее стороны очень похвально, но, увлекшись этим
достоинством ее личности, Белинский совершенно забывает справиться о том,
имелось ли в ее красивой голове достаточное количество мозга, и если
имелось, то в каком положении находился этот мозг. Если бы Белинский задал
себе эти вопросы, то он немедленно сообразил бы, что количество мозга было
весьма незначительное, что это малое количество находилось в самом плачевном
состоянии и что только это плачевное состояние мозга, а никак не присутствие
сердца, объясняет собою внезапный взрыв нежности, проявившийся в сочинении
сумасбродного письма. Белинский благодарит Татьяну за то, что она - женщина,
а не деревяшка; тут наш критик, очевидно, хватил через край и, замахнувшись
на филистеров, сам потерял равновесие. Разве в самом деле надо непременно
быть деревяшкой, для того чтобы, после первого свидания с красивым денди, не
упасть к его ногам? И разве быть женщиной - значит писать к незнакомым людям
раздирательные письма?
Белинский с замечательной силой анализа очерчивает тот тип, к которому
принадлежит Татьяна; он называет этот тип - типом и_д_е_а_л_ь_н_ы_х д_е_в;
он подмечает все его смешные стороны и относится к нему совершенно
отрицательно. Читая это описание идеальных дев, вы ожидаете, что он
немедленно подведет Татьяну под эту категорию и осмеет самым беспощадным
образом все ее глупые вздыхания об Онегине. Не тут-то было! Белинский
напрягает все силы своего великого таланта, чтобы провести резкую
разделительную черту между полчищем идеальных дев и личностью пушкинской
героини; но эта задача оказывается неразрешимой, и все аргументы Белинского
остаются очень неубедительными по той простой причине, что они не находят
себе никакой опоры в фактах самого романа. "Татьяна, - говорит Белинский, -
существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее
могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без
всякой примирительной середины. При счастьи взаимности, любовь такой женщины
- ровное, светлое пламя, в противном случае - упорное пламя, которому сила
воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем
разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена,
Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа,
вполне пожертвовала бы собою детям, вся отдалась бы своим материнским
обязанностям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в
строгом выполнении своих обязанностей, с этим спокойствием, с этим внешним
бесстрастием, с этой наружной холодностью, которые составляют достоинство и
величие глубоких и сильных натур. Такова Татьяна" (стр. 582).
Да, такова Татьяна, сочиненная Белинским, но совсем не такова Татьяна
Пушкина. Вся глубина пушкинской Татьяны состоит в том, что она сидит по
ночам под лучом Дианы. Вся ее исключительность - в том, что она бродит по
полям
С печальной думою и очах,
С французской книжкою в руках.
Вся ее страстность выкипает без остатка в одном восторженном письме.
Написавши это письмо, она находит, что она заплатила достаточную дань
молодости и что ей затем остается только превратиться в неприступную
светскую даму. Во всем романе мы видим только два поступка Татьяны:
во-первых, ее письмо, во-вторых, ее заключительный монолог; только по этим
двум моментам в ее жизни мы должны составлять себе понятие о ее характере; в
антракте между двумя решительными моментами она только мечтает, худеет,
грустит, тоскует и вообще ведет себя, с одной стороны, как идеальная дева, а
с другой стороны, как пассивный товар, который можно везти на ярмарку и
продавать лицом. Что же касается до двух выдающихся точек в ее жизни, то,
основываясь на них, можно только применить к Татьяне известные слова
Пушкина:
Блажен, кто с молоду был молод;
Блажен, кто во-время созрел.
В молодости своей Татьяна отличалась эксцентрическими выходками; а
созревши, она превратилась в воплощенную солидность. Чрез такие превращения
проходят самые отчаянные филистеры, которые во время своего студенчества
бывают обыкновенно самыми разбитными буршами. Возможность этого превращения
превосходно понимает и сам Белинский: "Многие из них, - говорит он об
идеальных девах, - непрочь бы от замужества, и при первой возможности вдруг
изменяют свои убеждения и из идеальных дев делаются самыми простыми бабами"
(стр. 575). Татьяна сделалась не самой простой бабой, а самой блестящей
дамой. Разница, кажется, не очень значительна, и превращение разбитного
бурша в солидного филистера так же несомненно во втором случае, как и в
первом.
Что случилось бы с Татьяной, если бы она вышла замуж по страстной
любви, - об этом мы ровно ничего не знаем, но мы можем заметить, что у
самого Белинского на этот счет встречается очень любопытное противоречие.
Рассматривая характер Татьяны отдельно и переделывая его по своему
произволу, Белинский утверждает, что она может быть превосходной супругой и
образцовой матерью. Но, анализируя тот же характер в связи с характером
Онегина, Белинский приходит к тому заключению, что Онегин не должен был
жениться на Татьяне, потому что Татьяна была бы с ним несчастнейшей женщиной
и сделалась бы для него невыносимой обузой. "Что бы нашел он потом в
Татьяне? - спрашивает Белинский. - Или прихотливое дитя, которое плакало бы
оттого, что он не может, подобно ей, детски смотреть на жизнь и детски
играть в любовь, - а это, согласитесь, очень скучно; или существо, которое,
увлекшись его превосходством, до того подчинилось бы ему, не понимая его,
что не имело бы ни своего чувства, ни своего смысла, ни своей воли, ни
своего характера. Последнее спокойнее, но зато скучнее" (стр. 553). Вот
видите, как неудобно умному человеку (Белинский считает Онегина за умного
человека) жениться на Татьяне. Куда ни кинь - все клин. А между тем она
полагает, что влюблена в него и притом влюблена на всю жизнь, и ни о какой
другой любви не хочет слышать. Если, вышедши замуж за этого любимого
человека, она неизбежно должна сделаться для него невыносимой обузой, то,
спрашивается, какие же условия необходимы для того, чтобы она могла
развернуть свою способность быть превосходной женой и образцовой матерью? По
какому рецепту должен быть составлен тот человек, в которого она могла бы
влюбиться и которого, кроме того, она могла бы осчастливить своею любовью?
Кажется мне, что Татьяна никого не может осчастливить и что, если бы она
вышла замуж не за толстого генерала, а за простого смертного, желавшего
найти в ней не украшение дома, а доброго и умного друга, то ее семейная
жизнь расположилась бы по следующей программе, очень остроумно составленной
Белинским для некоторых идеальных дев: "Ужаснее всех других, - говорит
Белинский, - те из идеальных дев, которые не только не чуждаются брака, но в
браке с предметом любви своей видят высшее земное блаженство: при
ограниченности ума, при отсутствии всякого нравственного развития, при
испорченности фантазии, они создают свой идеал брачного союза, - и когда
увидят невозможность осуществления их нелепого идеала, то вымещают на мужьях
горечь своего разочарования" (стр. 575). Именно так; и поэтому идеальной
деве Татьяне Дмитриевне Лариной всего лучше и безопаснее было отправиться на
ярмарку невест, чтобы потом превратиться в самую простую бабу или в самую
блестящую светскую даму.
Думать, что Пушкин способен создать тип образцовой жены и превосходной
матери, значит положительно возводить напраслину на нашего резвого любимца
муз и граций. В такой серьезной идее Пушкин решительно неповинен. На женщину
он смотрит исключительно с точки зрения ее миловидности. "Женщины, - говорит
он в одном письме, - не имеют характера; они имеют страсти в молодости;
оттого нетрудно и выводить их" ("Материалы для биографии и оценки
произведений А. Пушкина", стр. 135). В браке он видит только "ряд
утомительных картин, роман во вкусе Лафонтена". К слову "женат" - у него
есть непременно две постоянные рифмы "халат" и "рогат". За женитьбой, по его
мнению, неизбежно следует опошление; а те люди, которые способны опошлиться,
оказываются самыми скверными мужьями и живут со своими женами, как кошка с
собакой. Действительно, надо быть высокоразвитым человеком, надо быть
фанатиком великой идеи и плодотворного труда, чтобы понять и выразить всю
бесконечную поэзию постоянной любви. У нас все романы обыкновенно
оканчиваются там, где начинается семейная жизнь молодых супругов. Доведя
своего героя до свадьбы, романист прощается с ним навсегда. Когда выводится
в романе брачная чета, то она выводится или затем, чтобы изобразить бури
семейной жизни, или затем, чтобы нарисовать сонное царство, вроде
"Старосветских помещиков".
Вернуться на предыдущую страницу
|