Ю. Сорокин. Годы перелома. Литература и социальный прогресс - Введение

Вернуться на предыдущую страницу

Последние годы сотрудничества в "Отечественных записках" - по-прежнему годы большой и напряженной работы Белинского. За время с декабря 1843 по август 1845 года, охватываемое этим томом сочинений, для журнала было нм написано пятнадцать статей {В том числе пять статей пушкинского цикла (с пятой по девятую); см.: наст. изд., т. 6. Мы обращаемся здесь к этим статьям только в той мере, в какой это необходимо для общей характеристики воззрений Белинского этого времени.} и большое число рецензий, часто весьма значительных. Деятельность Белинского как ведущего критика достигла зенита, в зените находились и популярность и влияние журнала. Имя Белинского и выражение: "критика "Отечественных записок" были синонимами. Герцен свидетельствует: "Статьи Белинского судорожно ожидались молодежью в Москве и Петербурге с 25-го числа каждого месяца. Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, получены ли "Отечественные записки"; тяжелый номер рвали из рук в руки. "Есть Белинского статья?" - "Есть", - и она поглощалась с лихорадочным сочувствием, со смехом, со спорами... И трех-четырех верований, уважений как не бывало" (Герцен, т. IX, с. 29). Произведения Белинского получали все большую известность не только во всей России, но отчасти и за ее рубежами.

Вместе с тем Белинский в эти годы болезненно переживает зависимость от прижимистого, эгоистически расчетливого и тщеславного издателя. Усиливается в эти годы и цензурный гнет. Умножаются придирки, открытые нападения и полуприкрытые выпады, а то и прямые доносы на влиятельного критика. В преследовании Белинского принимают участие "Северная пчела" Булгарина и Греча и "Библиотека для чтения" Сенковского, "Москвитянин" и обскурантный "Маяк". Можно поражаться неистощимой энергии, преодолевающей изнурительность ежедневного труда публициста, критика и библиографа, находчивости, с которой Белинский обходит бесчисленные препятствия, непримиримо воинственному духу, неизменной бодрости и страстности бойца, которые обнаруживает этот физически надломленный человек.

Белинский в эти годы занят объединением молодых писателей близкого ему направления. С этим связано издание двух томов сборника "Физиология Петербурга" под редакцией Н. А. Некрасова. Душою издания был Белинский; он - автор замечательного введения и трех статей с интереснейшими социальными характеристиками.

Мысль Белинского - в непрестанных поисках новых путей, прямых ответов на "проклятые вопросы", предлагаемые западной н русской действительностью. "Путь развития, которым шла критика Белинского в "Отечественных записках" и "Современнике", - писал Чернышевский, - определяется тою существенной чертою, что она все более и более проникалась живыми интересами нашей действительности и вследствие того становилась все более и более положительною" (Чернышевский, т. III, с. 226).

Все чаще являются у Белинского статьи, посвященные непосредственно вопросам развития общества (статья об учебнике Смарагдова, очерк "Петербург и Москва"), литературно-критическая статья включает в себя прямое изложение проблем социальных, переходит в жанр общественно-политического трактата или памфлета (статья о "Парижских тайнах"), "Границы литературных вопросов", по замечанию Чернышевского, становятся для критика "тесны". Эта эволюция очень заметна в цикле статей о Пушкине, работа над которым захватила более трех лет. Так, в статье седьмой эстетический анализ "Цыган" и характеристика Алеко прямо переходят в обсуждение вопросов социально-этических, в анализ и осуждение "грубого и невежественного эгоизма, который невозможен для человека нравственно развитого". Еще очевиднее вторжение социально-исторических проблем в восьмой и девятой статьях. Белинский приступает к разбору романа с выдвижения центрального тезиса: "...не говоря уже об эстетическом достоинстве "Онегина", - эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение". "Вся наша статья об "Онегине" будет развитием этой мысли", - подчеркивает критик. И добавляет: "...какою бы ни показалась она с первого взгляда многим из наших читателей". Это действительно было новым. Эстетическая критика решительно переходила в реальную, пользуясь терминологией, утвердившейся под несомненным воздействием опыта последних лет критической деятельности Белинского полтора десятилетия спустя.

Это органическое, крепкое сцепление наиболее острых и значительных вопросов общественного развития со специфическими проблемами искусства, литературы и явилось прежде всего завещанием Белинского русской демократической критике шестидесятых годов. На последние годы его деятельности, начиная с 1844--1845 годов, падает дальнейшее развитие и уточнение существенных сторон его эстетических воззрений. Основное здесь в выдвижении на передний план темы "искусство (литература) и общество", тех проблем, которые в известной формуле Чернышевского определяются как "эстетические отношения искусства к действительности". Новые понятия и критерии в статьях 1844--1845 годов выступают отчетливо и рельефно. Это знамение совершившегося перелома.

Применительно к указанной общей теме (искусство, литература и общество) критика особенно занимают такие проблемы, как связь и зависимость между прогрессом социальной жизни и новыми формами творческого воспроизведения действительности; соотношение в этом воспроизведении непосредственного акта творчества и факторов общественного сознания; роль и место художественного творчества в развертывающейся общественной практике, в борьбе за социальный прогресс.

Вернуться на предыдущую страницу

"Проект Культура Советской России" 2008-2010 © Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.