В. Березина.Белинский в "Московском наблюдателе". Начало работы в изданиях А. А. Краевского - Часть I

Вернуться на предыдущую страницу

В октябре 1836 года по распоряжению правительства были запрещены издания Н. И. Надеждина - журнал "Телескоп" и газета "Молва", в которых активно сотрудничал Белинский. Тяжело переживал критик свое вынужденное молчание. "Давно не писал, руки чешутся, и статей в голове много шевелится, так что рад ко всему привязаться, чтоб только поговорить печатно", - сообщал он А. А. Краевскому 14 января 1837 года.

Страстное желание Белинского вернуться к журналистской деятельности на первых порах осуществления не получило: петербургский издатель Краевский, пригласивший Белинского в свою газету "Литературные прибавления к "Русскому инвалиду", выдвинул ряд требований, абсолютно неприемлемых для Белинского (например, Краевский настаивал на праве редактора переделывать статьи по своему усмотрению). Как ни стремился Белинский к участию в периодике, как ни нуждался материально, он, человек кристальной честности и порядочности, отказался от сотрудничества у Краевского на этих условиях.

В конце 1837 - начале 1838 годов намечалось сотрудничество Белинского в других петербургских изданиях - журнале "Сын отечества" и газете "Северная пчела", редакция которых переходила в руки Н. А. Полевого, бывшего издателя-редактора самого передового журнала тех лет - "Московского телеграфа" (1825--1834). Белинский надеялся, что Н. Полевой, этот, по его словам, "богатырь журналистики", коренным образом изменит направление указанных изданий, нейтрализует влияние в них Булгарина и Греча и предоставит ему, Белинскому, свободу действий. Однако этого не произошло, и участие Белинского в руководимых Полевым петербургских изданиях ограничилось публикацией в "Северной пчеле" (1838, No 4) начала статьи "Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета".

И все же стремление Белинского - журналиста и критика вновь обрести журнальную трибуну сбылось: в марте 1838 года он становится фактическим руководителем журнала "Московский наблюдатель", который до этого находился в руках его идейных противников. Острые критические выступления Белинского 1835--1838 годов против "Московского наблюдателя" сильно подорвали и без того непрочный авторитет этого журнала. Интерес к "Московскому наблюдателю" утратили не только читатели, но и сотрудники, которые в начале 1838 года покинули журнал. Тогда владелец типографии Н. С. Степанов, взявший на себя функции издателя, предложил Гелинскому стать неофициальным редактором, а по существу хозяином журнала (официальным редактором продолжал числиться В. П. Андросов, хотя никакого участия в журнале не принимал). Белинский охотно согласился. Вместе с ним в журнал приходят М. А. Бакунин, В. П. Боткин, Н. H. Катков, живо интересующиеся вопросами философии и эстетики, молодые поэты К. С. Аксаков, В. И. Красов, И. П. Клюшников и др., очень известный в свое время беллетрист П. Н. Кудрявцев. Из Воронежа присылает свои стихи Кольцов, из Петербурга шлет свои переводы "Римских элегий" Гете талантливый переводчик А. Н. Струговщиков... Сам Белинский с апреля 1838 по июнь 1839 года опубликовал в "Московском наблюдателе" около 130 статей, рецензий и заметок, пьесу "Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь".

Как по составу сотрудников, так и по содержанию, типу, структуре отделов "Московский наблюдатель" второй редакции (1838--1839) - это совершенно другой журнал, лишь с прежним названием. Белинский, на котором лежала вся редакторская и организаторская работа по журналу (привлечение сотрудников, правка материала, составление номера, сношения с цензурой и типографией, вычитка корректуры), много сил приложил к тому, чтобы освободить журнал от свойственной ему ранее "альманачной безличности" и превратить его в полноценный журнал - с твердым направлением, разнообразным содержанием, с хорошо поставленными отделами критики и библиографии.

Положительные перемены, произошедшие в журнале, сразу же отметили современники и позже подчеркнул Чернышевский, посвятивший "Московскому наблюдателю" времени редакции Белинского шестую статью своих "Очерков гоголевского периода русской литературы". Журнал, по мнению Чернышевского, был "проникнут единством задушевной мысли" {Н. Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т. III. M. Гослитиздат, 4947, с. 198.}. Сказав, что "по отделу поэзии "Московский наблюдатель" был гораздо выше всех прежних наших журналов и альманахов", что "и по отделу беллетристики" он "был едва ли не выше всех остальных своих собратий", Чернышевский отмечает, как несомненное достижение, гармоническое единство в направлении всех отделов журнала: "Это первый в ряду таких журналов, какие имеем мы теперь, в которых поэзия, беллетристика и критика согласно идут к одной цели, поддерживая друг друга" {Там же, с. 199, 200, 201.}.

Направление журнала при Белинском имело ярко выраженный философско-теоретический характер. "Главное значение "Московского наблюдателя", - писал Чернышевский, - состоит в том, что он был органом гегелевой философии" {Там же, с. 202.}.

В самом деле, в отличие от изданий Булгарина, Греча и Сенковского которые в своей ставке на эмпиризм, буржуазный практицизм проявляли нескрываемую враждебность даже к самому слову "философия", "Московский наблюдатель" при Белинском настоятельно пропагандировал основные положения философии Гегеля и раскрывал, разъяснял их применительно к историческому развитию общества, к эстетике и критике.

Роль программной статьи в обновленном журнале должно было играть предисловие М. Бакунина к переведенным им "Гимназическим речам" Гегеля, в котором формулировались основные принципы философии Гегеля, восторженно цитировался ею тезис: "Все действительное - разумно, все разумное - действительно" (причем "действительное" трактовалось как "существующее"), декларировалась идея полного "примирения с действительностью". Дополнением к выступлению Бакунина служили статья Белинского "Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета", статья "О философской критике художественного произведения" (перевод Катковым части труда гегельянца Г.-Т. Ретшора - см. наст. т., с. 548) и другие публикации.

С течением времени Белинскому все труднее и труднее становится выпускать "Московский наблюдатель". Его помощники - Бакунин, Катков, Боткин, К. Аксаков - быстро охладели к журналу; постоянно возникали сложности в цензурном комитете, чиновники придирались к каждой мелочи; Степанов не обеспечивал нормальную работу типографии. Забирая у Белинского все силы, "Московский наблюдатель" не давал ему даже минимальных средств к существованию. Совершенно измученный, Белинский в нюне 1839 года оставил "Московский наблюдатель".

Мечтая о более широком и прочном журнальном поприще, Белинский еще в феврале 1839 года, то есть до окончательного отхода от "Московского наблюдателя", просит И. И. Панаева возобновить переговоры с Краевским относительно газеты "Литературные прибавления к "Русскому инвалиду" и журнала "Отечественные записки", который с 1839 года перешел к этому издателю. Причем, как и два года назад, Белинский настаивает на независимости своих убеждений. "Я продаю себя..., - предупреждает он Панаева, а через него и Краевского в письме от 18 февраля 1839 года, - не стесняя при том моего образа мыслей, выражения, словом, моей литературной совести, которая для меня так дорога, что во всем Петербурге нет и приблизительной суммы для ее купли. Если дело дойдет до того, что мне скажут: независимость и самобытность убеждений или голодная смерть - у меня достанет силы скорее издохнуть, как собаке, нежели живому отдаться на позорное съедение псам... Что делать - я так создан".

На этот раз Краевский принял, правда, после некоторых колебаний, условия Белинского, так как крайне нуждался в талантливом сотруднике: он понимал, что из-за плохой постановки в "Отечественных записках" отделов критики и библиографии может сорваться подписка на будущий, 1840 год.

В течение июля - октября 1839 года Белинский был московским корреспондентом изданий Краевского; а в конце октября 1839 года он переезжает в Петербург и становится основным сотрудником и фактическим редактором таких отделов "Отечественных записок" как "Критика" и "Современная библиографическая хроника". Одновременно Белинский печатается в газете "Литературные прибавления к "Русскому инвалиду", которая с января 1840 года была переименована в "Литературную газету". Если Б газете Белинский участвовал непостоянно, то в журнале - регулярно и весьма интенсивно, вплоть до весны 1840 года.

Вернуться на предыдущую страницу

"Проект Культура Советской России" 2008-2010 © Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.