Ю. Манн.
В поисках новых концепций - часть II
Вернуться на предыдущую страницу
Таким образом, год (с марта 1841-го по март 1842-го), представленный
настоящим томом, - это год решительного пересмотра Белинским примирительных
взглядов, развития идей социальной критики и общественной функции искусства.
Для читателей Белинского, однако, такое утверждение едва ли окажется
достаточным, при всей его очевидности и справедливости. Нужно вспомнить, что
означала для Белинского та или другая идея, как глубоко проникала она во все
его миросозерцание, нравственно-психологический состав. Один из первых
биографов критика хорошо сказал о нем: "В каждом "моменте" он вполне
проникался данной мыслью, веровал в нее, покорялся ей, отыскивал ее
применения, распространял ее на свою личную жизнь и, действительно,
"переживал" ее: если потом ему приходилось убеждаться в ее односторонности и
ошибочности, ему всегда стоило большой душевной боли отказаться от нее" {А.
Н. Пыпин. Белинский, его жизнь и переписка, изд. 2е. СПб., 1908, с. 359.}.
Это значит, что взгляды Белинского, а также их перемены должны быть осознаны
по возможности конкретнее.
Мы отметили в общих чертах развитие Белинским идеи "социальности".
Постараемся теперь охарактеризовать тип мышления критика в целом, связь его
социальных идей с философскими и художественными.
Новый "момент" развития Белинского удобнее всего показать на его
концепции художественных периодов, или форм искусства (мы называем эту
концепцию историко-философской стороной системы). Дело в том что не только у
Белинского, но и у его предшественников и современников - литераторов и
критиков философского склада - такие концепции играли исключительно важную
роль. Они образовывали своего рода ядро мироощущения, формировавшее общее
восприятие художественных явлений, а подчас и непосредственно диктовавшее те
или другие оценки или характеристики.
Как же выглядела историко-философская сторона системы Белинского
накануне интересующего нас периода? Ее определяющий момент (и в этом
Белинский был сходен с другими представителями философского направления
русской и западноевропейской критики) - учение о смене художественных форм
(стадий). Искусство в своем поступательном развитии проходит через ряд
стадий, соответствующих регионально-хронологическим этапам человеческой
истории: символическое искусство (Древний Восток), классическое искусство
(античность; особенно Греция), романтизм (Западная Европа после утверждения
христианства, главным образом в период средневековья), наконец,
синтетическое искусство нового времени (Европа, включая Россию, и Америка).
Из этих форм Белинский обычно более подробно останавливался на последних
трех.
Классическое искусство, по Белинскому, гуманистично в том смысле, что
одушевлявшая его религиозная идея есть представление божества в человеческом
облике, а также в том смысле, что оно воплощало торжество человеческого
начала над стихийно-физическим, природным ("греческое творчество было
освобождением человека из-под ига природы"; "Горе от ума", 1840). В связи с
этим классическое искусство отличалось многосторонностью, гармоничностью
элементов ("...в лице греков все эти _односторонности_ явились в живом и
слитом единстве"; там же). В то же время, как это видно из сказанного,
человечность классического искусства была не столько духовной и внутренней,
сколько телесной, пластической и внешней. Если же в нем сталкивалось
индивидуально-человеческое и общее, то победа оставалась за последним.
"Древний мир был мир внешний, объективный, в котором _всё_ значило общество
и _ничего_ не значил человек. Вот почему действующими лицами в греческой
трагедии могли быть только боги, полубоги, цари и герои - представители
общества, народа, а не частные лица" (там же).
Романтическое искусство переключило внимание на "внутреннего человека"
(излюбленное выражение Белинского {Ср. также у Гоголя: "На все, что ни есть
во внутреннем человеке... он (Пушкин. - Ю. М.) откликнулся так же, как
откликнулся на все, что ни есть в природе видимой и внешней" ("В чем же
наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность"). Выражение
"внутренний человек" имеет свою историю.}). Богатство и утонченность
внутренней жизни, приоритет духовного над физическим и телесным, культ любви
(опять-таки в ее духовном, а не телесно-чувственном проявлении), "тревожное
стремление в сумрачную даль бесконечного, ко всему таинственному и
мистическому - вот романтические элементы, из которых слагалась богатая
жизнь средних веков. Эта эпоха была пробуждением, восстанием духа". Словом,
романтическое искусство - искусство духовного, внутреннего,
музыкально-живописного (а не пластического и телесного).
Что касается искусства нового времени, то оно объединяет сильные
стороны искусства классического и романтического. "Происходя исторически,
непосредственно от второго... оно примирило богатство своего романтического
содержания с пластицизмом классической формы". В ряду представителей новой,
современной формы искусства, "начатого Шекспиром и Сервантесом", Белинский
называл Байрона, В. Скотта, Купера, Гете, Пушкина.
Мы сказали, что учение о смене художественных периодов - своего рода
ядро мироощущения критика, средоточие многих других проблем, И вот в
1841-1842 годах это ядро существенно преобразуется. Претерпевает изменение
уже первая из описанных форм - античная.
В письме к Боткину от 27-28 июня 1841 года, в том самом письме, где
Белинский говорил о "свободе и независимости человеческой личности", он
делится впечатлениями о только что прочитанных "Сравнительных
жизнеописаниях" Плутарха (в переводе Дестуниса), "Книга эта свела меня о
ума... Тимолеон, Гракхи и Катон Утический (а не рыжая скотина Старший)
васлонили собою в моих глазах и Цезаря и Македонского". Выбор имен, а также
их аттестация в высшей степени красноречивы. Симпатии Белинского на стороне
не тех, кто утверждал государственную и военную мощь Древней Греции или
Рима, а тех, кто способствовал демократизации и гуманизации законов, боролся
с тиранией, защищал неимущих и обездоленных. "Я понял через Плутарха многое,
чего не понимал. На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без
них средние века ничего не сделали бы. Я понял и французскую революцию, и ее
римскую помпу, над которою прежде смеялся... Обаятелен мир древности. В его
жизни верно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его
жизни - гордость личности, неприкосновенность личного достоинства".
Древний мир предстает теперь в ином свете, чем год назад. Раньше
Белинский видел в античности приоритет общего над частным ("...всё значило
общество и ничего не значил человек"). Теперь Белинский распознает в ней
противоположную тенденцию - в защиту "частного", человеческой личности от
"общего", государства. Раньше Белинский характеризовал гуманистичность
древнего мира главным образом с религиозной (антропоморфизм религии) и
естественно-природной стороны (торжество человеческого над стихийным,
хаотичным, гармония элементов). Теперь критик видит гуманизм в политических
факторах: в открытости греческого общества и суверенности каждого его
гражданина. В статье, условно называемой "Общее значение слова литература"
(1842-1844), Белинский обращал внимание на "публичность", составлявшую
"основу гражданской жизни греков". "Оттого жизнь их отличается полнотою,
многосторонностию и какою-то целостностию". Последнее подразумевает
гармоническое развитие личности не только в естественно-природном, но и в
гражданском, общественном смысле, В Греции и поэт, и воин, и простолюдин
были гражданами, то есть принимали участие в судьбе государства и общества.
Но из нового понимания античности вытекает изменившееся представление
об ее соотношении с последующими эпохами. Обратим внимание - в только что
приведенной цитате - на фразу: "...без них (Древней Греции и Рима. - Ю. М.)
средние века ничего не сделали бы". Раньше различие обеих эпох мыслилось
чуть ли не абсолютным; средневековье восстановило человеческое,
индивидуальное начало, дремавшее в лоне античного искусства. Теперь
приоритет в освобождении личности признается за древним миром и средние
века, таким образом, естественно продолжили наметившуюся тенденцию.
Продолжила ее - в резкой, кризисной форме - и Великая французская революция
(слова Белинского о "римской помпе" французов знаменательно перекликаются с
замечанием К. Маркса о том, как "революция 1789-1814 гг. драпировалась
поочередно то в костюм Римской республики, то в костюм Римской империи" {К.
Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 8, с. 119.}). Наконец, продолжает эту тенденцию
- должно продолжить! - современное духовное и общественное развитие. "Да,
греческий и латинский языки должны быть краеугольным камнем всякого
образования, фундаментом школы", заключает Белинский свой пассаж о
"Сравнительных жизнеописаниях" Плутарха. Раньше обращение современников,
людей XIX века, к античности мыслилось критиком преимущественно в
общефилософском и эстетическом аспекте: классическая форма прививает
новейшей форме искусства пластицизм и объективность. Теперь оно берется в
своем прямом, гражданском смысле: древний мир помогает воспитывать "гордость
личности, неприкосновенность личного достоинства" {Новое понимание Белинским
исторического прогресса близко к гегелевскому, выраженному, в частности, в
его "Основных начертаниях философии права" (1821). Мировая история, как
писал Гегель, в собственном смысле начинается в античный период, поскольку в
греческом полисе возникло сознание свободы человека. Однако последнее еще
было не полным: ив него исключались рабы. Лишь христианство мысленно
распространило идею свободы на каждого человека. Великая французская
революция сделала идею универсальной свободы целью общественного и
государственного устройства (одновременно вызвав к жизни другие
противоречия) - и в этом ее историческая миссия и преемственная связь со
средневековьем и - далее - с античностью. Так отталкиваясь от идей
примирения, от превратно понимаемого Гегеля, Белинский, как это отмечал еще
Г. Плеханов, ближе стал к диалектике Гегеля.}.
Прежде чем подробнее сказать о современной форме, нужно еще задержаться
на эпохе средневековья. Последняя также предстала теперь в концепции
Белинского в измененном, мы бы сказали, двойственном свете. С одной стороны,
средние века (и соответствующая им романтическая форма искусства) - это
пробуждение сокровенной жизни духа, углубление и утончение интимного начала.
Но с другой стороны - это умерщвление естественных человеческих
потребностей, деспотизм, феодальная иерархия. Первое представляет собою
революционный момент, который подготовил новое время, вошел в качестве
важнейшей части в строй чувств современного человека. Второе - элемент
консервативный; это не только гнет изжившей себя традиции, но и сама
общественная наличность, сам строй социальных связей. Отсюда двойственное
отношение Белинского к средним векам. "Знаю, что средние века - великая
эпоха, понимаю святость, поэзию, грандиозность религиозности средних веков,
но мне приятнее XVIII век - эпоха падения религии" (из письма к Боткину от 8
сентября 1841 года). "Падение религии" здесь следует понимать более широко -
как начавшееся отрицание средних веков во _всех_ сферах общественной жизни.
Именно так толковались средние века в замечательном письме Боткина к
Белинскому от 22-23 марта 1842 года, письме, пронизанном идеями "Сущности
христианства" Фейербаха. "Конец средних веков и начало нового времени есть
собственно 18-й век. Во Франции совершилось отрицание средних веков в сфере
общественности; в Байроне явилось оно в поэзии - теперь является в сфере
религии, в лице Штрауса, Фейербаха и Бруно Бауэра. Человечество сбрасывает с
себя одежду, которую носило с лишком тысячу лет..." {А. Н. Пыпин. Белинский,
его жизнь и переписка, с. 401. Развитие идеи отрицания в русской литературе
(идеи, аналогичной байроновской) Боткин видит в Лермонтове. В письме к
Боткину от 4 апреля 1842 года Белинский согласился с этой мыслью.}
Таким образом, современная форма общественной жизни мыслится Белинским
под знаком полного разрыва феодальных пут, решительной критики феодальных
отношений собственности, политики, морали, брака. Само понятие "критика"
приобретает отныне у Белинского расширительный смысл; тут мы должны привести
цитату из его несколько более поздней работы - "Речь о критике" (конец 1842
года). "...Есть критика не только для произведений искусства и литературы,
но и критика предметов наук, истории, нравственности и пр. Лютер, например,
был критиком папизма, как Боссюэт был критиком истории, а Вольтер критиком
феодальной Европы". Фигура умолчания в предпоследней фразе ("и пр."!) - один
из примеров того искусства обхода цензурных отмелей, которое восхищало в
Белинском Герцена: автор оборвал фразу там, где подразумевались самые острые
формы критики - критики социального и политического строя. Через страницу
же, с тем же искусством эзоповой речи, Белинский сумел провести мысль, что в
России _прямая_ политическая и социальная критика еще невозможна и _поэтому_
возрастает роль сфер искусства и литературы, в которые переносится такая
критика. "В России пока еще существует только критика искусства и
литературы. Это придает ей еще больший интерес и большую важность..." {Ср.
также: В. И. Кулешов. "Отечественные записки" и литература 40-х годов XIX
века. М., Изд-во МГУ, 1959, с. 104).}
Какова же современная мировая форма искусства? Белинский не
отказывается от своей любимой мысли о соединении в современной форме сильных
сторон классицизма и романтизма {_Классицизмом_ Белинский называл только
искусство античного мира, а _романтизмом_, как правило, искусство средних
веков. К классицизму и романтизму нового времени Белинский применял
выражения, подчеркивавшие их неромантический (неклассический) характер:
"французский _псевдоклассицизм_", "так называемая романтическая школа, или
юная литература Франции", и т. д.}, античного пластицизма и средневековой
духовности. Но не меньшее значение получают теперь, в его глазах, социальные
и политические моменты современной формы. В той же "Речи о критике" сказано,
что "искусство нашего времени есть выражение, осуществление в изящных
образах _современного сознания_, современной думы о _значении_ и _цели
жизни_, о _путях человечества_, о _вечных истинах_ бытия". Нужно представить
себе, что означали в словоупотреблении Белинского этой поры подчеркнутые
нами слова, чтобы увидеть, как близко придвигал он современное
художественное мышление к мышлению собственно критическому и социальному.
Такое современное искусство Белинский называл _историческим_ - термин,
обозначавший не жанр, не сферу изображения (изображения прошлого), но именно
угол зрения, "направление искусства": "это или современный взгляд на
прошедшее, или мысль века, скорбная дума, пли светлая радость времени; это
не интересы сословия, но интересы общества; не интересы государства, но
интересы человечества; словом, это _общее_, в идеальном и возвышенном
значении слова..." ("Руководство к всеобщей истории"). Чрезвычайно важно,
что понятие "общее" (оно подчеркнуто Белинским) снабжено оговоркой: "в своем
идеальном и возвышенном значении". Просто "общее" - это диктат "сословия",
"государства", отвергаемый критиком во имя благоденствия "частного",
человека. "Общее" в идеальном смысле - это искомая организация коллектива
свободных людей, устроенная на справедливых началах.
Уточняется также, в глазах Белинского, круг авторов, представляющих
новейшую форму искусства. Хотя критик по-прежнему возводил эту форму к
Шекспиру и Сервантесу и считал ее важнейшими представителями Гете, В.
Скотта, Купера и других, но вместе с тем все больший удельный вес получают
те, кто воплощает "историческое направление" в указанном выше смысле.
Прежде всего это Шиллер. Мало сказать, что Белинский возвеличил
Шиллера, сурово порицаемого им в период примирения, что критик вновь оценил
гуманистический и бунтарский дух его творчества. Шиллер стал важнейшим
аргументом новой эстетической системы Белинского, так сказать, достойно
увенчав ее постройку. Раньше критик называл Шиллера поэтическим воплощением
средневекового романтизма. Теперь он уточняет: хотя немецкий поэт "постиг
все великое и истинное в средних веках", в нем заметно и сочувствие "с
древним миром". Но не подобный ли синтез античной и средневековой традиции,
имеющий своей целью освобождение человеческой личности из-под гнета
феодальных форм, призвана, по Белинскому, осуществить новейшая история? В
той же статье мы читаем: "Не из книг почерпнул Шиллер свою ненависть к
униженному человеческому достоинству в современном ему обществе: он сам, еще
дитятей и юношею, перестрадал болезнями общества и перенес на себе тяжкое
влияние его устарелых форм..." Все это выдержано в духе уже приводившейся
характеристики исторической поэзии.
Из современных европейских писателей первые места Белинский отводит
теперь Беранже, Гейне и Жорж Санд. "Я боготворю Беранже - это французский
Шиллер, это апостол разума, в смысле французов, это бич предания. Это пророк
свободы гражданской и свободы мысли" (из письма к В. Боткину от 28 июня 1841
года). О Гейне Белинский пишет: "Он весь отдался идее достоинства личности и
не удивительно, что видит во Франции цвет человечества" (из письма к В.
Боткину от 30 декабря 1840 - 22 января 1841 года).
Особые симпатии в это время вызывало в Белинском творчество Жорж Санд.
"...Для нее не существуют ни аристократы, ни плебеи, - для нее существует
только _человек_". Излюбленная тема писательницы - "женщина и ее отношения к
обществу, столь мало оправдываемые разумом, столь много основывающиеся на
предании, предрассудках, эгоизме мужчин..." ("Бернард Мопрат... Жорж
Занд...", 1841). Как "адвокат женщины" Жорж Санд- "решительно Иоанна д'Арк
нашего времени, звезда спасения и пророчица великого будущего" (письмо к Н,
Бакунину от 7 ноября 1842 года). При всей восторженности все эти оценки
носят не общий характер и легко расшифровываются. Жорж Санд, близкая к
последователям Сен-Симона и особенно к Пьеру Леру (учением которого
интересовались в кружке Белинского), горячо увлеклась идеями социализма.
Характерно мнение дореволюционного исследователя о романе "Консуэло", столь
восхитившем Белинского: "Иногда можно смело переставить строчки из романа -
в письма или сочинения Леру, или обратно, и эта перестановка будет
совершенно незаметна" {В. Каренин. Жорж Занд, ее жизнь и произведения, т.
II, Петроград, 1916, с. 339.}.Восприятие русским критиком Жорж Санд в духе
библейской "пророчицы" вытекало из сущности дела: социалисты-утописты (и
французская писательница в том числе) рассматривали свое учение как "новое
христианство". Столь тесное сближение собственно художественной и социальной
мысли создавало для искусства реальную опасность утилитаризма; позднее ее не
смогли избежать некоторые петрашевцы, не говоря уже о крайностях писаревской
критики. Белинский один из первых почувствовал сложность проблемы и поспешил
поставить, так сказать, ограничения. Последние сводились к защите
эстетической природы искусства, ибо произведение без "исторического
содержания" еще может иметь "относительное достоинство"; "но если, при живых
современных интересах, оно не ознаменовано печатию творчества и свободного
вдохновения, то ни в каком отношении не может иметь никакой ценности..."
("Речь о критике"). Это положение имело принципиальное значение и выгодно
отличало Белинского от некоторых его младших современников (например,
Валериана Майкова). Помог здесь Белинскому опыт его эстетических исканий
30-х годов, культура идеалистической диалектики, пристально изучавшей и
"оберегавшей" специфику искусства. И самое интересное в творческом развитии
критика 40-х годов - оплодотворение этой культурой новых, "исторических"
устремлений.
Вернуться на предыдущую страницу
|