Ю. Манн. В поисках новых концепций - часть I

Вернуться на предыдущую страницу

28 июня 1841 года Белинский писал своему другу В. Боткину: "...я теперь забился в одну идею, которая поглотила и пожрала меня всего... Во мне развилась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой личности, которые возможны только при обществе, основанном на правде и доблести". В этом признании - как и в некоторых других, аналогичных, - выразилась суть нового периода развития критика - периода, датируемого началом 40-х годов. И, пожалуй, не только суть, но и тот импульс, под влиянием которого совершился переворот.

Силой, прорвавшей теорию "примирения с действительностью", была именно "одна идея" - идея человеческой личности, счастия и благоденствия отдельного, конкретного, неповторимого человеческого существа. В чем оправдание всеобщего ("гегелевской Allgemeinheit"), если страдает частное? - спрашивал Белинский в другом письме к Боткину (от 1 марта 1841 года).

Понимание исторической необходимости, строгое философское самовоспитание не принесет облегчения тому, кто на пути к общей гармонии своей личной судьбой должен выразить момент "дисгармонии". "...Если бы мне и удалось влезть на верхнюю ступень лествицы развития, - я и там попросил бы... отдать мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр. и пр.", "Ты - я знаю - будешь надо мною смеяться... - обращается Белинский к своему корреспонденту, - но смейся как хочешь, а я свое: судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира..."

Новые взгляды Белинского складывались стремительно и бурно. В продолжение каких-нибудь нескольких месяцев - от марта до середины 1841 года - резко менялся ответ критика на вопрос, как соотносятся главные категории: человек и общество. Вначале отдельное противопоставлялось им целому, "индивидуум" - "миру". Такова была, так сказать, полемическая логика движения мысли Белинского, первоначальная фаза освобождения ох Молоха "общего". Но очень скоро критик признал необходимость новой, другой общей идеи, в которой бы примирились "индивидуум" и "мир". В письме, с которого мы начали статью, эта идея уже выражена достаточно отчетливо: Белинский мечтает об "обществе, основанном на правде и доблести" и именно в нем полагает возможным осуществление индивидуальных человеческих прав и потребностей.

Говоря конкретнее, такой общей идеей для Белинского в первой половине 40-х годов была идея социализма, или "социальности", как он ее иногда называл (в письме к Боткину от 8 сентября 1841 года). В печати же для обозначения грядущего социалистического миропорядка критик прибегал к языку перифрастическому и подчас библейски-торжественному: "...Свет победит тьму, разум победит предрассудки, свободное сознание сделает людей братьями по духу - и будет новая земля и новое небо..." ("Руководство к всеобщей истории", 1842).

Путь к "новой земле" прокладывается ценою огромного напряжения, крови и мук. В историческом миросозерцании Белинского вновь происходит оправдание момента дисгармонии, - той дисгармонии, которая несколько месяцев назад отвергалась им во имя индивидуальной человеческой судьбы. "Говорят, что дисгармония есть условие гармонии...", - иронически писал тогда критик.

Теперь он оправдывает революционные перевороты, крутые меры преобразователей общества, жертвы. 8 сентября 1841 года Белинский пишет Боткину, что установление социальной справедливости не может произойти "само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови. Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастию. Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов". 15 апреля 1842 года в письме к тому же

Боткину критик вступался за якобинцев и их вождя: "...дело ясно, что

Робеспьер был не ограниченный человек, не интриган, не злодей, не ритор и что тысячелетнее царство божие утвердится на земле не сладенькими и восторженными фразами идеальной и прекраснодушной Жиронды, а террористами - обоюдоострым мечом слова и дела Робеспьеров и Сен-Жюстов". Прежний тезис "дисгармония есть условие гармонии" получает уже другой, не иронический, но позитивный смысл.

Социально-политическая программа Белинского, однако, достаточно сложна и не допускает никакого механического выпрямления. Применительно ко времени 40-х годов прошлого века приведенные выше положения важны не столько практическим, сколько общетеоретическим смыслом. "Необходимо... отметить одну особенность в трактовке проблемы революции русскими социалистами 40-х годов... Они прямо не призывают к революции, а говорят о ее естественности, оправданности. Такое отношение русских мыслителей к революции нисколько не принижает их революционности. Наоборот, оно свидетельствует о трезвости их подхода к действительности" {А. И. Володин. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века. М., "Мысль", 1973, с. 129-130.

Об увлечении Белинского теориями утопического социализма см. старую, но не потерявшую своего значения работу В. Комаровича "Идеи французских социальных утопий в мировоззрении Белинского". - "Венок Белинскому". М., 1924.}.

Исследователь далее говорит, что эта "трезвость" объяснялась беспристрастным подходом Белинского и Герцена к французской революции, штудированием ее опыта, отказом от ее идеализации. К этому надо добавить и другое, не менее важное обстоятельство: еще более трезво смотрели Белинский и Герцен на русскую жизнь, непредвзято и хладнокровно изучая ее опыт. "У себя, в себе, вокруг себя, вот где должны мы искать и вопросов и их решения". Эти более поздние слова Белинского (из статьи "Взгляд на русскую литературу 1846 года") применимы и к его социально-политической программе начала 40-х годов.

Отсюда кажущийся разрыв между радикализмом некоторых общих выводов критика и его конкретными суждениями на темы русской жизни. Белинский, например, прославлял решительные меры деятелей Великой французской революции и в то же время (в статье "Руководство к всеобщей истории", 1842) писал о крепнущем "чувстве общественности" в современности, о сотрудничестве "сословий". "Вражда между сословиями исчезает, и они примиряются в признании взаимной необходимости и взаимной важности для общества". Сказано это в связи с современными "общественными предприятиями" и, в частности, постройкой "железных дорог".

Белинский видел, что осуществлению идеи "социальности" в русских условиях должна предшествовать долговременная подготовительная работа. Этим и объясняется широта конкретной позитивной программы критика. Поощрение промышленного и научного прогресса, внедрение научных начал в общественное сознание, укрепление законности, резкая социальная критика устаревших форм жизни, прежде всего институтов феодализма- таковы важнейшие пункты этой программы. Особенно большое значение, как мы еще будем говорить, Белинский придавал социальной критике.

Вернуться на предыдущую страницу

"Проект Культура Советской России" 2008-2010 © Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.