А. С. Курилов. Виссарион Белинский - часть 5
Вернуться на предыдущую страницу
Возглавляя отдел критики и библиографии, Белинский должен был
ежемесячно в каждый номер "Отечественных записок" написать большую статью и
с десяток рецензий на вышедшие книги чуть ли не во всех областях знаний. Это
требовало от критика поистине энциклопедичности. Объем написанного Белинским
в один номер составлял обычно несколько авторских листов. "...Хорошо, -
замечает он, - какому-нибудь Рётшеру {Г. Т. Рётшер (1803-1871) - немецкий
критик и теоретик искусства.} издать в год брошюрку, много две. А тут
напишешь 5 полулистов, да и шлешь в типографию, а прочие дуешь, как бог
велит, а тут еще Краевский (редактор журнала. - А. К.) стоит с палкою да
погоняет" (12, 19). Так было в январе 1841 г., на втором году работы в
"Отечественных записках", а уже в апреле 1842 г. у Белинского невольно
вырывается: "Хочется отдохнуть и поменьше иметь работы" (12, 94). Однако ни
то, ни другое было нереально. Наоборот, по мере роста популярности и
авторитета "Отечественных записок" увеличиваются и претензии редактора,
вынуждавшего критика писать "горы", делать работу, "которой достало бы на
пятерых" и после которой каждый раз, по признанию Белинского, "болит рука и
не держит пера" (12, 129, 134).
Белинский сознает трагичность своего положения: он не может не писать -
это его призвание; но писать столько, сколько он пишет, равносильно
самоубийству. "Мочи нет, как устал и душою и телом, - жалуется он своей
невесте в сентябре 1843 г., - правая рука одеревенела и ломит" (12, 192). А
в письмах к друзьям дает волю своему сарказму: "Я - Прометей в карикатуре:
"Отечественные записки" - моя скала, Краевский - мой коршун", "который
терзает мою грудь, как скоро она немного подживет" (12, 129, 134). Редактор,
горько констатирует Белинский, "смотрит на меня не как на душу своего
журнала, а как на работящего вола..." (12, 264).
Но не это было самое страшное в его положении, а сознание того, что
силы его с каждым днем слабеют, растрачиваясь по пустякам, что приходится
писать не о том, к чему призван, а "об азбуках, песенниках, гадательных
книжках, поздравительных стихах швейцаров клубов (право!), о книгах о
клопах" и т. п. произведениях отечественной "словесности" (12, 415). "Труд
без любви, - говорил Белинский еще на заре своей литературно-критической
деятельности, - есть каторжная работа..." (1, 198). Как же надо было любить
свою работу и верить в будущее русской литературы, чтобы взвалить на себя
поистине каторжный труд - откликаться на все, что было "предано тиснению" в
российских типографиях его времени...
"Моя действительность", писал Белинский еще в 1840 г., "велит мне
читать пакостные книжонки досужей бездарности, писать об них, для пользы и
удовольствия почтеннейшей, расейской публики, отчеты..." (11, 485). Для
души, "для себя, - горестно замечает он, - я ничего не могу делать, ничего
не могу прочесть" (12, 134). И затем почти безысходное: "Я, не зная ничего
хорошего для себя в настоящем, и в будущем, кроме скверного, ничего не жду"
(12, 149). И постоянно гнетущее: "...ведь я по-прежнему не могу печатно
сказать все, что я думаю и как я думаю. А черт ли в истине, если ее нельзя
популяризировать и обнародовать? - мертвый капитал" (12, 250). Только диву
даешься, как в таких условиях ему все же удавалось писать и проводить в
печать статьи, которые будоражили Россию, формировали "новое общественное
мнение", направляли литературный процесс, поощряя искусство
м_у_ж_е_с_т_в_е_н_н_о_е, писателей д_е_л_ь_н_ы_х, создающих произведения,
способные "прорезывать на почве литературы и общества глубокие следы" (6,
526). Много лет спустя Л. Н. Толстой запишет в своем дневнике: "Утром читал
Белинского... Статья о Пушкине - чудо. Я только теперь понял Пушкина"
{Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 20-ти т. М., 1965, т. 19, с. 187.}.
Одиннадцать статей Белинского под общим названием "Сочинения Александра
Пушкина" (1843 - 1846. Первую из этих статей и имел в виду Л. Н. Толстой)
действительно во всех отношениях замечательны. Это был наглядный,
впечатляющий пример, даже, можно сказать, образец подлинно научного подхода
к восприятию и оценке творчества гениального писателя, подхода, который
начинается с выявления исторических корней, национальных истоков выдающегося
художественного явления и завершается анализом перспектив развития
литературы, открываемых достижениями гения. "...Писать о Пушкине - значит
писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские
объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей" (7,
106), - с такого заявления начинает Белинский свое исследование, утверждая
тем самым и качественно новые методологические принципы отечественной
литературной критики и историко-литературной науки.
Последовательно, из статьи в статью, он показывает, что "муза Пушкина
была вскормлена и воспитана творениями предшествовавших поэтов", что она
"приняла их в себя, как свое законное достояние, и возвратила их миру в
новом, преображенном виде", что "Пушкину предстоял подвиг - воспитать и
развить в русском обществе чувство изящного, способность понимать
художество, - и он вполне совершил этот великий подвиг!.." И, наконец,
заключает: Пушкин "дал нам поэзию, как искусство, как художество. И потому
он навсегда останется великим, образцовым мастером поэзии, учителем
искусства. К особенным свойствам его поэзии принадлежит ее способность
развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим
словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека... Придет
время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого
будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное
чувство..." (7, 266, 372, 579). Предвидение критика сбылось: такое время
действительно пришло, и все мы тому свидетели...
Да, Белинский помог России понять многое и многих. И Пушкина, который
совершил творческий подвиг. И Гоголя, чьим пером водила "тоска по идеале"
(8, 90), тоска по миру, в котором не будет места пошлости, подлости,
продажности, нравственного разврата, душевной пустоты, прекрасно
сознававшего, что "бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или
даже все поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей
мерзости..." {Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 7-ми т. М., 1967, т. 6, с. 291.} И
Лермонтова, призванного "выразить собою и удовлетворить своею поэзиею
несравненно высшее, по своим требованиям и своему характеру, время" (7,
105), чье творчество показало, что только "железный стих, облитый горечью и
злостью", может как-то пронять "толпу", задеть ее за живое, пробудить у
людей если и не саму совесть, то хотя бы какое-то душевное движение
навстречу ей...
Поняла она и многих других писателей той поры - Загоскина, Лажечникова,
В. Сологуба, Даля, И. Панаева, Вельтмана... - занявших достойное место в
отечественной литературе. Не говоря уже о "почтеннейших" сочинителях,
"исписавших горы бумаги" и по знакомству предавших их "тиснению", от чьих
"творений" критик всячески старался уберечь "доверчивых читателей"...
Благодаря Белинскому России стали широко известны имена Кольцова,
Тургенева, Достоевского, А. Майкова... Благодаря Белинскому разобралась
Россия и в своих тогдашних "кумирах" - А. Марлинском и Бенедиктове, и это
развенчание сыграло заметную роль в борьбе критика против ложного понимания
художественности и назначения искусства, против вычурности и
неестественности в литературе.
Вернуться на предыдущую страницу
|