А. С. Курилов. Виссарион Белинский - часть 4
Вернуться на предыдущую страницу
Белинский вел борьбу с самодержавием в период самой жесточайшей
реакции, наступившей после поражения дворянских революционеров -
декабристов, когда любая живая мысль преследовалась и подвергалась
всевозможным гонениям, если при своем рождении не была пропитана духом
"самодержавия, православия и народности". В условиях жесточайшей цензуры,
преследования и ссылок само по себе желание поднять голос в защиту
крепостного крестьянина, высказать протест против крепостничества было
равносильно подвигу.
Начиная с 1841 г., в "Отечественных записках" выходят его знаменитые
годичные обозрения русской литературы, где затрагивались вопросы и
общественной жизни России. Здесь увидели свет его важнейшие статьи о
творчестве Державина, Крылова, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Кольцова и
других русских писателей, а также цикл "Сочинения Александра Пушкина". В
своих многочисленных работах - обзорах, заметках, рецензиях, общее число
которых исчисляется несколькими сотнями, Белинский неуклонно выполнял тот
завет, которым открыл петербургский период своей жизни и деятельности:
"...пока рука держит перо, пока в душе еще не остыли ни благородное
негодование, ни горячая любовь к истине и благу, - не прятаться, а идти
навстречу этой гнусной действительности буду я" (11, 483). И он шел
навстречу ей прямо, не сгибаясь, ни разу не изменив своему правилу: "Я не
люблю уступать, это не в моей натуре" (11, 327).
Чего же не хотел уступать Белинский? - Своего права "быть органом
нового общественного мнения", собственной точки зрения на литературные
явления и вопросы и, главное, - самих просторов отечественного умственного
мира, где в роли "законодателей" русской мысли и художественного вкуса
долгое время подвизались Греч, Булгарин, Сенковский и подобные им деятели с
иными культурными традициями, понятиями, воззрениями, а потому совершенно
далекие от процесса внутренней жизни нашего народа, его интересов, дум и
чаяний, тем более от задач развития собственно русской литературы. Здесь, на
родных просторах, и встал Белинский насмерть против тех, кого считал "людьми
вредными для успехов нашего отечества", защищая национальные духовные
ценности. И прежде всего художественные открытия Пушкина, Гоголя,
Лермонтова, Кольцова, Достоевского. Во имя своих "дорогих убеждений... он
бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным,
делал его жалким" {Герцен А. И. Собр. соч., т. 9. М., 1956, с. 31.}, не
прощая никому высокомерного, пренебрежительного отношения к России, русскому
народу. Особенно, когда за этим высокомерием и пренебрежением отчетливо
просматривалось стремление жить за счет русского мужика, спекулируя на его
бедах и трудностях, паразитируя на его духовных, культурных интересах и
потребностях. Таких "деятелей" критик разоблачал без устали, открыто,
безжалостно, беспощадно.
Со всей страстностью, на которую была способна натура "неистового
Виссариона" (Герцен), Белинский боролся с серостью и посредственностью в
литературе. Есть книги, произведения, объяснял он, которые "основательная
критика должна преследовать огнем и мечом, как преступление против здравого
смысла, языка, литературы и искусства..." (6, 125). И делать это он считал
своей святой обязанностью. "Статьи Белинского, - вспоминал А. И. Герцен, -
судорожно ожидались молодежью в Москве и Петербурге с 25-го числа каждого
месяца. Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, получены ли
"Отечественные записки", тяжелый номер рвали из рук в руки. "Есть Белинского
статья?" - "Есть", - и она поглощалась с лихорадочным сочувствием, со
смехом, со спорами... и трех-четырех верований, _уважений_ как не бывало"
{Герцен А. И. Собр. соч., т. 9. М., 1956, с. 29.}.
Одним из лозунгов Белинского было: "Жизнь, как и пуля, щадит храброго и
бьет труса" (12, 212). И он шел навстречу пулям. "...Я, - говорил он, -
рожден, чтобы называть вещи их настоящими именами; я в мире боец... я рожден
для печатных битв... мое призвание, жизнь, счастие, воздух, пища -
_полемика_" (12, 76, 88). И это прекрасно понимали его современники. "Какая,
- писал о Белинском Герцен, - верность своим началам, какая неустрашимая
последовательность, ловкость в плавании между ценсурными отмелями, и какая
смелость в нападках на литературную аристократию, на писателей первых трех
классов, на статс-секретарей литературы, готовых всегда взять противника не
мытьем - так катаньем, не антикритикой - так доносом! Белинский стегал их
беспощадно... Как же они за то его и ненавидели!" {Там же.} И не только
ненавидели, но и готовили _казематик_ в Петропавловской крепости, от
которого критика спасла лишь преждевременная смерть...
В то же время Белинскому была горька каждая утрата. Смерть Кольцова,
гибель Пушкина и Лермонтова он считает своими личными потерями. Он
самозабвенно борется за талант Гоголя, который "первый взглянул смело и
прямо на русскую действительность..." (6, 216), за критическое направление в
развитии русской литературы, понимая, что "в критике нашего времени более,
чем в чем-нибудь другом, выразился дух времени". "Что такое само искусство
нашего времени?" - задается он вопросом и сам же на него отвечает:
"Суждение, анализ общества; следовательно, критика. Мыслительный элемент
теперь слился даже с художественным, - и для нашего времени мертво
художественное произведение, если оно изображает жизнь для того только, чтоб
изображать жизнь, без всякого могучего субъективного побуждения, имеющего
свое начало в преобладающей думе эпохи, если оно не есть вопль страдания или
дифирамб восторга, если оно не есть вопрос или ответ на вопрос" (6, 271). А
потому Белинский приветствует появление "Мертвых душ" Гоголя, видя в них
"творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной
жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно
сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, нервистою,
кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни; творение необъятно
художественное по концепции и выполнению, по характерам действующих лиц и
подробностям русского быта - и в то же время глубоко по мысли социальное,
общественное и историческое..." (6, 217).
Белинский был сторонником не только беспощадной критики
действительности, но и самой строгой, требовательной критики художественных
произведений. "Много было достоинств у критики гоголевского периода, - писал
Н. Г. Чернышевский, подразумевая Белинского и не имея тогда возможности по
цензурным соображениям назвать его имя в печати прямо, - но все они
приобретали жизнь, смысл и силу от одной одушевляющей их страсти - от
пламенного патриотизма... Любовь к благу родины была единственною страстью,
которая руководила ею: каждый факт искусства ценила она по мере того, какое
значение он имеет для русской жизни. Эта идея - пафос всей ее деятельности.
В этом пафосе и тайна ее собственного могущества" {Чернышевский Н. Г. Поли.
собр. соч.: В 15-ти т. М., 1947, т. 3, с. 136, 138.}.
Правда, на первых порах Белинский считает, что важнейшей, даже, можно
сказать, единственной целью критики является "уяснить и распространить
господствующие понятия своего времени об изящном... быть гувернером
общества". Но уже тогда он мечтает о критике, которая "должна быть шагом
вперед, открытием нового, расширением пределов знания или даже совершенным
его изменением..." (2, 123, 124). И хотя подобная критика, полагает молодой
Белинский, есть "дело гения", к такой критике - открывающей новое и
направляющей литературное развитие - стремится он сам.
Критика, говорил он, есть "сестра сомнению" и у нас ее не может быть,
пока царствует "полное убеждение в богатстве нашей литературы как по
количеству, так и по качеству" (2, 9). Всего вроде бы достигли, за что же
еще бороться? Но нет ничего коварнее такого "полного убеждения", такого
литературного благодушия. Оно приводит к застою художественной мысли, к
топтанию на месте, к процветанию серости и посредственности. Считая, что
именно это благодушие является главным тормозом развития современной ему
литературы, Белинский старается указать обществу на всю опасность подобной
самоуспокоенности, в основании которой и лежала уверенность в том, что наши
писатели уже достигли верха совершенства, "идеала изящного" и остается
только читать их и перечитывать, восхищаться и превозносить каждое новое их
творение.
"Мы, - писал он, - всегда были слишком неумеренны в раздаче лавровых
венков гения, в похвалах корифеям нашей поэзии" (1, 21), называя это
критикой. Критика же - это служение истине и родине, только на особом,
литературном, поприще. Белинский рано понял: "...в литературе геральдика
вещь совершенно посторонняя; в ней важны дела, а не имена" (1, 179). И
повторял: "Имя - ничего, важно дело" (1, 324). А потому в "критической
строгости" (6, 9) видел он первый признак уважения к таланту. Это
предопределило беспристрастие и единство критериев, той "мерки", с какой
Белинский подходил к оценке художественных достоинств произведений как
талантов признанных, так и начинающих писателей, что способствовало созданию
подлинно творческой атмосферы, подымало авторитет самой критики, ее
объективность.
Одним из самых распространенных предубеждений, с которым Белинскому
пришлось вести борьбу фактически на протяжении всей своей деятельности, было
"мнение, что строгий и резкий приговор может убить неразвившееся дарование"
(2, 148). Это мнение он считает ярким примером "детскости понятий" и
решительно выступает против утверждения, что "дело критика - гладить по
головке всякого писаку в надежде, что авось-либо выйдет из него гений или
талант..." (8, 77). Нет, не устает повторять Белинский, "истинного и
сильного таланта не убьет суровость критики, так, как незначительного не
подымет ее привет" (2, 149; 8, 77). Но он понимает и относительность
возможностей критики, которая "не сделает дурака умным и толпу мыслящею",
однако "она у одних может просветлить сознанием безотчетное чувство, а у
других - возбудить мыслию спящий инстинкт" (12, 109). Сам же он делает все,
чтобы просветлить _художественное сознание_ и возбудить _творческую мысль_
соотечественников...
"Если новый гений, - говорил Белинский, - открывает миру новую сферу в
искусстве и оставляет за собою господствующую критику, нанося ей тем
смертельный удар, то, в свою очередь, и движение мысли, совершающееся в
критике, приготовляет новое искусство, опереживая и убивая старое" (6, 287).
Во имя нового искусства, искусства будущего и вершил свой "литературный суд"
великий критик. Он, заметил Чернышевский, "только потому и исполнил свое
назначение, что готов был к нему, что носил в своей душе идеал будущего,
истолкователем которого был, когда оно осуществилось..." {Чернышевский Н. Г.
Полн. собр. соч., т. 3, с. 184.}.
Вернуться на предыдущую страницу
|