А. С. Курилов. Виссарион Белинский - часть 1

Вернуться на предыдущую страницу

Виссарион Григорьевич Белинский родился 30 мая (11 июня) 1811 года в

Свеаборге в семье судового лекаря Григория Никифоровича Белынского {При поступлении в университет будущий критик смягчил свою фамилию.} (1784-1835).

Четыре месяца спустя молодая мать - Мария Ивановна (урожд. Иванова, 1788-1834) - вместе с маленьким сыном переезжает в Кронштадт, где и проходит самое раннее детство будущего великого критика. Отец его в это время принимает участие в боевых операциях Балтийского гребного флота (шла война с

Наполеоном). По окончании военной кампании, в октябре 1816 г. Григорий

Никифорович подает в отставку и получает назначение на должность уездного врача в город Чембар (ныне Белинский) Пензенской губернии.

К этому времени семья Белинских состояла уже из пяти человек: у

Виссариона были брат Константин (1812-1863) и сестра Александра (1815-1876).

Затем к ним прибавились Мария (1818 или 1819-1826) и Никанор (1821-1844).

Семья по тем временам не очень-то большая, но и не маленькая, требовавшая на свое содержание существенных средств. Штаб-лекарского жалованья Григория

Никифоровича по мере роста семьи и увеличения ее расходов хватало все меньше и меньше, что нередко служило поводом для ссор между супругами. Частная лечебная практика давала Григорию Никифоровичу мало, к тому же он решительно не хотел добиваться материального благополучия разного рода вымогательством или поборами с пациентов. Наоборот, он "смело обличал притворство" знатных "больных", неохотно принимался за их "лечение". "Но такое равнодушие к богатым и знатным пациентам не распространялось на бедных и действительно страждущих: Григорий Никифорович оказывал им не только личные услуги своим опытом и знаниями, но очень часто снабжал безвозмездно лекарствами и деньгами для содержания" {В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. М., 1977, с. 31.}. Откуда уж тут взяться материальному достатку, не говоря уже о лишних деньгах...

Чувство профессиональной гордости и собственного достоинства у отца

Белинского было развито очень высоко. Он никогда не шел на сделку с совестью, дорожил своею независимостью, ни перед кем не унижался, был чужд предрассудков "провинциального общества" и, "склонный к остротам и насмешке... открыто высказывал всем и каждому в глаза свои мнения и о людях, и о предметах, о которых им и подумать было страшно" {Там же, с. 30.}. Эти черты характера во многом унаследовал от отца и его старший сын Виссарион.

В Чембаре юный Белинский оканчивает уездное училище и в 1825 году поступает в Пензенскую гимназию. В эти годы он много читает и, по его словам, "в огромные кипы тетрадей неутомимо денно и нощно" {Белинский В. Г.

Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М., 1953, т. 1, с. 251. (В дальнейшем ссылка на это издание дается в тексте с указанием тома и страницы.)} списывает стихотворения Карамзина, Сумарокова, Державина, Дмитриева, Крылова и других русских поэтов. Проучившись в гимназии три с половиной года, Белинский оставляет ее и начинает готовиться к поступлению, в Московский университет.

В основном эта подготовка сводится к изучению французского, греческого и латинского языков, так как русскую литературу к тому времени он уже знал достаточно хорошо.

В 1829 г. Белинский успешно сдает вступительные экзамены, и его принимают на словесное отделение Московского университета. Студенческие годы

Белинского - это непрерывная цепь лишений, нужды и полуголодного существования, выпадавших в то время на долю всех "казеннокоштных" студентов, одержимых одною - и неосуществимою для выходцев из бедных семей - мечтою: "..._сорваться_ с казенного кошта, который так сладок, что при одном воспоминании об оном текут из глаз не водяные, а кровавые слезы!" (11, 44).

Но и в этих суровых условиях студенческой жизни тех лет Белинский дорожит своею независимостью. "_Для меня_, - пишет он в это время, - _нет ничего тягостнее, ужаснее, как быть обязанным кому-либо_... нет ничего ужаснее, убийственнее, как быть кому-нибудь в тягость" (11, 37, 57). Однако прослушать до конца университетский курс Белинскому так и не удалось. Тому причиной были и острая нужда, и подорванное "казенным коштом" здоровье, но больше - романтическая, юношеская вера в свободу творчества...

Белинский рано почувствовал, что его судьба непременно будет связана с литературой, но какое место уготовано ему на литературном поприще - это еще долго оставалось для него загадкой.

В гимназии он "писал стихи и, - по собственному признанию, - почитал себя опасным соперником Жуковского...", однако довольно быстро "увидел, что не рожден быть стихотворцем, и, не хотя идти наперекор природе" (11, 36), решил оставить это занятие...

Расставание с мечтою стать поэтом далось будущему критику нелегко. И во время учебы на словесном отделении Московского университета он неоднократно порывался "идти наперекор природе", каждый раз убеждаясь в бесплодности своих "стихотворческих" порывов. С присущей ему с детства откровенностью и аналитической беспощадностью к самому себе Белинский тогда же поведал об этом так: "В сердце моем часто происходят движения необыкновенные, душа часто бывает полна чувствами и впечатлениями сильными, в уме рождаются мысли высокие, благородные - хочу их выразить стихами - и не могу! Тщетно трудясь, с досадою бросаю перо. Имею пламенную страстную любовь ко всему изящному, высокому, имею душу пылкую и, при всем том, не имею таланта выражать свои чувства и мысли легкими гармоническими стихами" (11, 36).

Тем не менее желание выразить свои чувства и мысли, если и не "гармоническими стихами", но все же художественно, не покидает

Белинского-студента. Оно тревожит, мучает его, заставляет вновь и вновь браться за перо в надежде открыть с_в_о_й талант, найти ту область литературной деятельности, где с наибольшей полнотой выскажется его "любовь ко всему изящному...". Он все отчетливее сознает, что в его груди "сильно пылает пламя тех чувств, высоких и благородных, которые бывают уделом немногих _избранных_..." (11, 49). Только в чем же заключается его избранничество - этого он пока понять не может.

В поисках своего призвания он обращается и к "смиренной прозе", и к драме. Именно драматическая повесть "Дмитрий Калинин", завершенная в самом начале 1831 г., становится первой и, как оказалось, единственной попыткой

Белинского в художественной форме "со всем жаром сердца, пламенеющего любовию к истине, со всем негодованием души, ненавидящей несправедливость", выразить свои высокие и благородные чувства. Что он и сделал, представив "в картине довольно живой и верной... тиранство людей, присвоивших себе гибельное и несправедливое право мучить себе подобных" (11, 49). Это было страстное выступление в защиту попранного человеческого достоинства и резкая критика самих основ самодержавно-крепостнической действительности, стоявшей на страже данного "права", открывая миру лицо будущего критика и революционного демократа, борца против несправедливого общественного устройства России. Своим художническим чутьем молодой "любитель изящного" угадал и попытался практически осуществить в своей драме то, что десять лет спустя будет им же, уже известным литературным деятелем, теоретически осознано как главное отличительное качество искусства его времени - "суждение, анализ общества; следовательно, критика" (6, 271).

Творческая смелость студента Белинского не проходит даром: цензурный комитет считает публикацию драмы невозможной {См.: Литературное наследство.

М., 1950, т. 56, с. 370-371.}, университетское начальство признает ее "безнравственной, - бесчестящей университет" (11, 50), и ее автор после продолжительной болезни (он находился в больнице с 5 января по 6 мая 1832 г.) под предлогом "слабости здоровья и ограниченности способностей" в сентябре 1832 г. отчисляется из университета: ему даже не разрешили сдать экзамен за весь пропущенный по болезни курс. Только вера в свое "тайное назначение" ("Кто может знать будущее, - писал он в те дни, - кто в состоянии видеть сквозь этот таинственный покров, столь недоступный для глаз смертных, которым судьба скрыла от нас будущность" - 11, 88) - и надежда на свое избранничество позволили Белинскому, оказавшемуся без каких-либо средств к существованию, стойко и мужественно переносить все невзгоды и лишения, выпавшие тогда ему на долю. Он рано почувствовал, что "школа несчастия есть самая лучшая школа" (11, 104). Однако он даже не мог предположить, что с этой "школой" будет связана вся его дальнейшая жизнь. И усваивая ее жестокие уроки, "не щадил, - по его собственному признанию, - себя, употреблял все усилия к достижению своей цели, ничего не упускал, хватался за каждую соломинку и, претерпевая неудачи, не унывал и не приходил в отчаяние... терпел все, боролся с обстоятельствами сколько доставало сил, трудился..." (11, 92).

Восемь месяцев Белинский скрывал от родителей, близких и "всех чембарских, бывших в Москве", что он "_выключен из университета_" (11, 92).

Только 21 мая 1833 г. он написал обо всем матери, делясь с нею своими планами на будущее.

К этому времени он пережил трудную осень и зиму, испытывая острую нужду, перебиваясь случайными заработками, в основном переводами с французского. Им, в частности, был сделан перевод романа Поль де Кока "Магдалина" (опубл. в 1833 г.). По весне Белинскому несколько повезло: он познакомился с профессором Московского университета Н. И. Надеждиным и получил возможность более или менее регулярно сотрудничать в качестве переводчика в надеждинских изданиях - журнале "Телескоп" и воскресном приложении к журналу газете "Молва". Появилась какая-то надежда на постоянный заработок.

Однако материальное положение Белинского продолжало оставаться тяжелым, и только гордость удерживала его от жалобных стенаний по этому поводу. "Кто меня любит, - писал он брату Константину 8 ноября 1833 г., - тот и без писем поспешит мне помочь, зная мою, можно сказать, кровную отчаянную нужду, и не доведет меня до необходимости просить; в противном же случае я ничего не требую и не прошу: я сумею умереть с голода, не плача и не жалуясь ни на людей, ни на судьбу; скорей переломлюсь, но не погнусь" (11, 106). И вместе с тем он верит: "Я нигде и никогда не пропаду. Несмотря на все гонения жестокой судьбы - чистая совесть, уверенность в незаслуженности несчастий, несколько ума, порядочный запас опытности, а более всего некоторая твердость в характере не дадут мне погибнуть" (11, 104). Сохраняя свою нравственную стойкость и независимость, Белинский гордится сознанием того, что хотя он еще "ничего не сделал хорошего, замечательного", зато не может и "упрекнуть себя ни в какой низости, ни в какой подлости, ни в каком поступке, клонящемся ко вреду ближнего" (11, 104).

Какое-то время его согревала надежда стать учителем. Он даже согласен уехать в далекий от Москвы, тем более от родного Чембара, Белорусский учебный округ, с попечителем которого ведет с весны 1833 г. соответствующие переговоры и пишет "по его назначению" специальное "рассуждение". С каким чувством радостного ожидания перемен Белинский в августе 1834 г. сообщает брату Константину, что скоро в самой Москве откроется новая гимназия, где ему обещано "место младшего учителя русского языка. О, - восклицает он, - если бы это сбылось: царства небесного не надо" (11, 114). Не прочь он занять и место корректора в университетской типографии, о чем и подает прошение ректору.

К счастью для русской литературы, ни того, ни другого места Белинский так и не получил. Однако его мечта о царстве в самом скором времени осуществилась. И было, оно земное, реальное, осязаемое - величественное царство у_м_с_т_в_е_н_н_о_г_о м_и_р_а, куда ввела Белинского "самовластная царица" этого царства - критика. А "пропуском" стали "Литературные мечтания". И не только пропуском, но и заявкой на право безраздельного владения этим царством...

Вернуться на предыдущую страницу

"Проект Культура Советской России" 2008-2010 © Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.