В. Г. Белинский. Сочинения Николая Греча- часть третья
Вернуться на предыдущую страницу
Первая часть содержит в себе стихотворения, две остальные прозу; но у г. Маркова в этом нет большой разницы, вся разница в рифме, и потому все три части можно принять за прозу. В "Думе о Пушкине" г. Марков говорит, что поэт уже
Не заколдует звуков властью,
Не поцелует сердца страстью,
Не заклеймит мечтою ум!
Хотя г. Марков и несравненно ниже Пушкина как поэт (в чем никто с нами не поспорит), но и он, в своих стихах,
Не заколдует звуков властью,
Не поцелует сердца страстью,
Не заклеймит мечтою ум!
Вот другое дело - его проза: в ней виден талант рассказа. Жаль только, что этот талант слишком односторонен. Г-на Маркова можно назвать довольно счастливым подражателем Поль де Кока, но подражателем, к сожалению, в одной и очень не блестящей стороне таланта парижского сказочника: рассказы г. Маркова могут читаться не всеми и не при всех, и притом в особенном расположении духа. Во всякой повести г. Маркова вы непременно найдете толстую барыню, дородство которой автор описывает очерками, картинами и образами, которые как-то странно видеть в печати, и притом с такими подробностями и с такою откровенностию, которые просто - из рук вон. Толстая барыня едет с дочерью в театр, над ее ложею кучера и лакеи пьют сивуху; разбивают штоф - водка течет на голову толстой барыни - в театре шум, тревога. У толстой барыни увозят дочь - она ищет ее по всему городу, в полночь заезжает в трактир, попадает в погреб - следуют забавные сцены, которыми можно уморить со смеху ливрейную публику.128 Разумеется, мы только слегка намекаем на эти картины - передаем очерки, избегая тушовки - предосторожность из уважения к образованному чувству читателей нашего журнала, которые без того должны б были читать его в тройных перчатках. В одной повести, кажется "Евгения", г. Марков пустился было в ужасное и вывел какую-то цыганку или киевскую ведьму, - не помним, право, - которая говорит ужасные фразы и на всех замахивается тупым деревянным кинжалом; но всё это больше забавно, нежели страшно. Впрочем, с удовольствием можно прочесть "Очерки военной жизни".
116. Тайна, роман в четырех частях. Сочинение А. Степанова, автора романа "Постоялый двор". Санкт-Петербург. 1838. Типография, III отделения собственной е. и. в. канцелярии: I - 223; II - 214; III - 215; IV - 215 (8).129
Вот и это произведение принадлежит к тому же разряду, как и "Мечты и были", г. Маркова, с тою однако же разницею, что у г. Маркова есть рассказ и слог, что не у всякого писателя можно найти, а у г. Степанова нет ни рассказа, ни слога, ни языка, а только одни скучные и вялые длинноты.130
Вернуться на предыдущую страницу
|