В. Г. Белинский.
Страсть сочинять, или "Вот разбойники!!!" Водевиль... Переделанный с французского Федором Кони
Вернуться на предыдущую страницу
Много было говорено о том, что такое водевиль, но никто еще не потрудился отдать себе отчет в том, что такое водевилист. Да - водевилист принадлежит еще к числу тех неразгаданных задач, над которыми человечество тщетно ломает себе голову. Ars longa, vita brevis: {Искусство долговечно, а яшзпь коротка (лат.). - Ред.} горькая мысль! Но утешьтесь: если в области нашего ведения остается еще много неразрешенных вопросов, то много и людей, которые в состоянии решать подобные вопросы. Я принадлежу к числу таких людей, потому что мне первому удалось решить великий вопрос: что такое водевилист? Но на открытие этой важной истины я был наведен г. Гоголем, почему и буду предлагать все мои решения словами г. Гоголя. Прошу только выслушать благосклонно 1.
Водевилист есть человек, у которого "в лице такое рассуждение, и физиономия... такие важные поступки, и так здесь много, много всего"; человек, который хочет наконец "чем-нибудь, этаким высоким заняться", потому что "ему так скучно жить: он ищет пищи для души, а светская чернь его не понимает". Не правда ли, господа!
Теперь очень легко решить вопрос, и как пишутся водевили. Это делается очень просто. "Театральная дирекция говорит водевилисту: "Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь". А водевилист думает себе: "Пожалуй, изволь, братец!" да тут всё в один вечер и напишет". Вот как пишутся водевили!
Новый водевиль г. Федора Кони носит на себе яркие признаки водевильного происхождения. Знаменитый наш драматург так торопился окончанием своего творения, что даже не успел ни написать к нему предисловия, снабдить его какою-нибудь тирадкою из Шекспира, Гомера, Байрона или Гете, ни наставить замысловатых эпиграфов 2, взятых из арабских и санскритских поэтов. Впрочем, новый водевиль г. Кони от этого нисколько не хуже, если еще не лучше - что предоставляем решить потомству. Мы не станем здесь входить в подробное рассмотрение этого гениального водевиля; да и для чего бы мы это сделали? - ведь все водевили, особенно переделываемые с французского, удивительно как похожи друг на друга. Что же касается собственно до нового создания водевильной музы г. Кони, оно особенно отличается верностию действительности, Так что, в этом отношении, "Горе от ума" и "Ревизор" кажутся самыми ничтожными произведениями. Новость вымысла также составляет одно из самых ярких достоинств "Страсти сочинять" г. Кони. Что касается до куплетов, то вот несколько образчиков, в которых мы ничего не переменяем и не поправляем, кроме знаков препинания, чем думаем оказать знаменитому нашему драматургу немалую услугу:
Кинжалы и яды -
Вот наши отрады!
Все виды смертей,
Удары мечей,
И казнь палачей,
И когти чертей,
Жалеть не должны мы!
Пусть будут казнимы,
Душимы, давимы -
Все лица тотчас!
Чем больше у нас
Погибнет народа,
Чем больше потеха,
Тем больше успеха.
Тем больше дохода!
Прославит нас свет.
На этот предмет
Даны нам секиры,
Кинжалы, мортиры,
Топор, пистолет!
Итак, мой совет:
Душите, давите,
И режьте и жгите,
Терзайте партер!
А мы, например,
Без дальних чинов,
Крича только:
"Смерть им!"
Себя обессмертим
Во веки веков!
Не правда ли, что очень хорошо? Удивительно хорошо!
Но еще лучше куплет, где говорится о "журналисте, уезжающем за границу"; то-то чудный куплет! Журналист, уезжающий за границу! 3 "О тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! Разбери кто хочет!"
Больше мы ничего не имеем сказать о новом водевиле г. Кони. Кому не известен превосходный талант этого драматурга? Он на все мастер: и журнальную статейку наточать, и водевильчик состряпать, и "у него так это все славно... замечания такие... видно, что наукам учился"... Извините, опять выписка из "Ревизора"! Что делать? - Фразы г. Гоголя так сами и ложатся под перо.
Вернуться на предыдущую страницу
|