В. Г. Белинский. Два призрака. Роман. Соч. Ф. Фан-Дима

Вернуться на предыдущую страницу

В оправдание мудрой русской пословицы: не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив, недавно появившееся имя г-на Фан-Дима {1} грозит сделаться знаменитым именем в современной русской литературе, благодаря вкусу, образованности, беспристрастию и добросовестности некоторых наших журналов, которые до седьмого неба превознесли водяную, детски несвязную и напыщенную повесть "Александрина" {2} - первый опыт г. Фан-Дима. "Два призрака" были превознесены ими только еще в виде извещений о появлении этого романа: что же будет в критиках и рецензиях о нем?.. {3} А между тем "Два призрака" не только не уступают в пухлости и водяности "Александрине", но едва ли еще и не превосходят ее в этих качествах -уж тем одним, что вчетверо длиннее и пухлее ее. Эти "Два призрака" не что иное, как один призрак, и суть самое "призрачное" явление современной литературы - четырехтомный нуль, огромное вместилище слов без значения и фраз без содержания, длинный, утомительный рассказ о происшествиях и случаях, которых не бывает в действительности; вялое и бесцветное изображение людей, характеров и общества, которых не было, нет и не будет нигде, кроме холодного воображения бесталантных сочинителей.

Меркою достоинства всякого литературного произведения, претендующего на изображение действительности, должно быть его сходство с изображаемою действительностию. Посмотрим же, до какой степени г. Фан-Дим является верным живописцем современной действительности, которую он рисует в своих "Двух призраках".

Идеальный кирасирский офицер, Владимир Марлин, "страстно влюблен" в

Агафью, или Агату Леновскую, преидеальную девицу редкой красоты, но и беспримерной глупости. Впоследствии оказывается, что она втайне "боготворила" идеального кирасира, а дурочкой только прикидывалась, вследствие добровольно данного ею обещания своему ревнивому жениху,

Васильскому, бывшему любовнику ее матери, которая, умирая, взяла с ребенка

Агаты клятву выйти за своего уже пожилого обожателя. Вот основа романа. -

Скажите: где бывают такие девушки, которые дают и сдерживают слово играть в обществе роль дур? Где бывают женихи, которые, из ревности, требуют подобных условий от своих невест? Где бывают общества, в которых совершаются такие чудные истории? Видите ли, как проста и естественна завязка романа, как она в духе современного общества и как верно характеризует она современную действительность!.. Но далее: идеальная Агата тайно присылает к идеальному кирасиру письма, по добродушному убеждению автора, полные ума, чувства и женской прелести, и подписывается под письмами _Ариэлем_. Идеальный Марлин, любя Агату, влюбляется и в таинственного Ариэля и таким образом колеблется между "двумя призраками" до тех пор, пока дело не объяснилось в конце четвертой части и он не женился, вместо двух, на одном призраке. В первой и в половине второй части приплетена, ни к селу, ни к городу, какая-то

Аменаида Гольцева - тоже "идеальная" женщина, страстно влюбленная в "идеального" Марлина. Это обстоятельство значительно увеличивает пухлую толщину и томительную скуку романа.

Сказав о содержании романа, укажем на некоторые частности его. Не угодно ли вам полюбоваться, например, картиною "большого света"?

После разных сцен на вечере у Аменаиды Гольцевой приезжает туда старый вестовщик и сплетник Гранитский и рассказывает обществу свежую новость о появившейся в Петербурге красавице. Дамы пристают к нему с вопросами, мужчины молча окружают его.

- Да-с, - продолжал Гранитский с самодовольною улыбкою, - мы кое-что успели узнать об этом _дивном явлении_. Красавица только что приехала из

Тамбовской губернии; ей всего семнадцать лет; матери у нее нет, отец, Павел

Игнатьевич Леновский, заслуженный суворовский генерал, тяжело израненный, и потому никуда не выезжает из дома. В собрание он отпускал дочь с теткой, с которой она (,) кажется (,) будет выезжать в продолжение целой зимы.

Марлин обнаруживает, что он знает Леновскую; его просят нарисовать обществу ее портрет.

- Я плохой живописец портретов, особенно на словах; потому и не смею взять на себя описания такой красавицы. Что же касается до ее ума и любезности, продолжал он запинаясь, то я еще так мало знаю Агафью

Ивановну...

Вот именно язык "большого света"!..

Но "запинка" не долго продолжалась со стороны идеального кирасира; кто-то усомнился в красоте Агаты, - и Марлин воскликнул:

- Леповская прелестна - как любовь в первых мечтах юности, как робкое желанье, озаренное яркими, алмазными лучами надежды! Ее красота пышнее, роскошнее всего, что может выразить это слово, для нее - всякое сравнение немо и мертво! При первом взгляде на чудную девушку, Рафаэлевы мадонны перестают казаться идеалами; но когда взглянешь на нее в другой раз, когда встретишь ее чарующий взор, невольно усумнишься в ее земном существовании, и душа рвется спросить у милого виденья звучным словом Байрона: "Откуда ты?"

Владимир говорил, будто понуждаемый невольным чувством удивления; но, высказав свое мнение, вызванное только ошибочным перетолкованием его движения, он неожиданно замолк, и лице его снова приняло прежнее, задумчивое выражение.

Это - изволите видеть - _большой свет_! Так описывают большой свет те, которые знают его только по повестям Марлинского...

Характеров в этом романе нет: в нем всё призраки, которые говорят длинно, утомительно, надуто и плоско. Сам Марлин, что называется - просто глуп, и слава богу; его высокопарная дичь явно заимствована из "Милорда английского" и "Гуака, или Непреоборимая верность" {4}. Агата... но мы об ней не скажем ни слова, из уважения к ее твердой решимости слыть глупою, и, в оправдание этой благородной решимости, выпишем несколько слов из ее писем:

Я сейчас из Александрийского театра... Я видела m-me Allan {мадам Аллан (франц.). - Ред.} в трогательной роли la lectrice... {чтицы (франц.). -

Ред.} Исполнение прекрасно, я была в восхищении, плакала, но не забывала, что я в театре и что она актриса, - впрочем (,) кажется (,) актриса замечательная и любимая публикою.

Конечно, не решившись твердо играть роль глупой, нельзя восхищаться, плакать от игры артиста и в то же время не забыть, что он актер?.. Еще менее нельзя говорить холодно, предположительным тоном, что г-жа Аллан, _кажется_, актриса, замечательная и любимая публикою... Но смешнее и карикатурнее всех других действующих лиц романа - Петр Александрович Смельский, на котором автор хотел показать опыт своего комического дарования. Если прочие лица надуты и натянуты, то лицо Смельского плоско и тривьяльно, тогда как автор явно силился сделать из него умного, милого и достолюбезного чудака. - "Но я не хочу ее любить!" - говорит Марлин Смельскому. - "Не хочешь? вот это новость! Давно ли в твоей поэтической, художнической башке слова: _любовь_ и _воля_ стали ходить в одной упряжке? Ты не хочешь ее любить, прошу покорно!

За что же такие немилости?" - Так отвечал Смельский Марлину.

Только не желая распространяться о пустяках, не приводим из этого романа примеров приторной дружбы, сладенькой любви, пряничной сентиментальности и других подобных жалких чувствованьиц. Но, вместо этого, приведем несколько примеров романического слога г. Фан-Дима: "победительным роем острот и оригинальных шуток ослепить общее мнение и увлечь его за собою"; "посоветую ему валить шампанским свои сухие вздохи и, о доброй подорожной проклятий, отправить к черту свою глупую страсть"; "за явным отказом автора живописать интересную красавицу, вам, любезный читатель, остается оседлать ваше воображение и ехать на нем отыскивать оригинал нашей героини () или другую красавицу, столь же совершенную: итак, ногу в стремя, скок на седло, счастливый путь, мой читатель..."; "автор владеет внимательным слухом: он слышит даже быструю речь воображения (?), немой говор сердца или шепот таинственной души (??) так же ясно, как громкий перебой речей гостиной, как звонкую трещотку людских мнений или _гласную тревогу_ поэтического восторга..."; "в груди ее горел жар тропиков"; "самые высокие идеи являлись в разговорах его естественно (,) мило, без малейшей натяжки, не на ходулях напыщенного романтизма, но на двух здоровых ногах образованного здравого смысла"; "сердце женщины, а тем более умной, образованной и наклонной к мечтательности, есть горнило, в котором закаляется часто будущность человека и всегда определяются настоящие границы способностей и достоинств его"; "разговор с Смельским вспенил ее чувства надеждой"; "когда же напротив в фантастическом эскадроне дум Владимира все обстояло благополучно"; "дума человеческая - такая же бездна, когда в ней заволнуют волны злобствующей ревности"; "Владимир Марлин сделался _чудо какой милочка_"... Но довольно - всего не перечтешь и не выпишешь...

Подражая так карикатурно Марлинскому в слоге, г. Фан-Дим, к сожалению, не подражает ему в правильности языка: в "Двух призраках" часто попадаются галлицизмы, вроде следующего: "Но увидев нового человека, лицо его потеряло выражение особенного удовольствия" (ч. I, стр. 178), и пр.

В заключение должно сказать, что "Два призрака" наполнены множеством рассуждений, из которых иные обнаруживают в авторе человека умного и образованного, но которые вместе с тем доказывают, что ум и начитанность, при отсутствии эстетического чувства, вкуса и творческой изобретательности, при незнании сердца человеческого и современной действительности, никого не могут сделать романистом и поэтом...

Вернуться на предыдущую страницу

"Проект Культура Советской России" 2008-2010 © Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.