В. Г. Белинский.
Повесть Ангелина... Сочинение Николая Молчанова
Вернуться на предыдущую страницу
Какие иногда великие события происходят в мире - и их никто не знает!
Кому до сего времени могло быть известно, что в 1837 году была сочинена
превосходная поэма "Ангелина"? - Решительно никому, кроме самого сочинителя,
и разве еще счастливых друзей его. Но 1841-й выдал великую тайну 1837 года:
теперь просвещенная Европа узнает, что на святой Руси покойник романтизм был
еще в полном цвете жизни и разражался такими романтическими поэмами, в
которых сквозь самый лучший телескоп не откроешь ни тени классицизма. В
самом деле, если романтизм состоит в туманности, неопределенности смысла,
выражений и целого содержания, то "Ангелина" есть по превосходству
романтическое произведение, особенно драгоценное в наше время, когда
математическая точность в словах, выражениях, вымысле, характерах сделалась
первым условием всякого поэтического произведения. Судите сами:
Давно уж солнце догорело
_И потемнела прелесть дня_;
Давно погасла и заря,
_Крыло ночное зачернело_,
Умолк на Волге шумный гул,
Легли туманы, ветр уснул,
_И волны, думы и работы
Не бьются в грудь; умолкли гроты,
Стоит ночная тишина_,
И сон, и вольность, и свобода... {1}
Ну, не правы ли мы?.. _Потемневшая прелесть дня; почерневшее крыло
ночи; не бьющияся в грудь_ (не знаем чью) _волны, думы и заботы; стоящая
тишина, сон, вольность и свобода_, которые, вероятно, лежали днем: что же
все это, если не романтизм? Классики, то есть люди, требующие от поэзии
здравого смысла, пожалуй, скажут, что это не романтизм, а галиматья; но кто
же верит этим черствым душам, которые не понимают того, что поэзия не
математика и что чем она туманнее, тем возвышеннее!..
И вот уж полночь наступила,
Луна полбега совершила...
_Луна полбега совершила_; романтизм, решительный романтизм!.. Но вот что-то
в сумраке чернеется и бьется: что бы это такое было? Автор отвечает -
_пловец_; но кто он - этого сам автор не знает, потому что "пловец под
тайною скрывался". С пловца спал широкий плащ, шляпа полетела к ногам, палаш
в сторону и -
Плеч_а_ в кудрях, грудь обнажилась, -
В герое - дева отразилась.
Так, вы угадали: это она, это Ангелина. Она убрана волшебною красой, в
ней пламенеет не бой; она каменеет не от страха, она отваге предана; она
потеряла друга и, доверившись луне, пришла на берег Волги с томностью, с
кудрями и с мечтами. Какая интересная девица! должно быть, дочь бедных, но
благородных родителей...
Но довольно, читатели: в "Ангелине" 92 страницы, а мы разобрали только
_две_: судите же, какова бы вышла наша статья, если б мы разобрали всю
поэму, со всеми ее романтическими красотами - _и с мечтами, и с кудрями, и с
смертельным пистолетом, который дрожал в руке героя, Ардалиона,
блистательного и надменного Марса, - с бичем мира, сыном природы, то есть
Наполеоном, с палашами, путниками, чернецами_ и многими другими интересными
вещами, из которых сочинена "Ангелина"?.. И потому, не смея "доверить луне"
и взять в руки "шарф и меч с пучиной слез", ограничимся кратким известием,
что поэма оканчивается тем же, чем и началась - прогулкою на берегах Волги,
что ясно обнаруживается в сих прекрасных заключительных стихах:
Заветной думой увлеченный,
Затрепетал мой дух стесненный,
И вдруг гроза минувших дней
Мелькнула в памяти моей.
Приветом ласково природа
Живила сердце и мечты;
И юных дней краса, свобода
Мелькали с призраком судьбы.
И мрак, и думы, и печали
Своей заветною тоской,
Своей заветною волной
Мне душу тихо наполняли.
Еще мне мнится мрачный сон,
Я помню, как на лоне счастья,
В объятьях друга и участья,
Покинул мир Ардалион...
И героиня молодая,
Тоскуя, томная, в мечтах,
И как богиня неземная,
Одна гуляла в берегах!..
Не понимаем ни слова - а хорошо, прочтешь раз - хочется прочесть еще!
Но в том-то и сущность романтизма, что он пленяет без помощи смысла, который
должен быть принадлежностью одной прозы... {2}
Вернуться на предыдущую страницу
|