В. Г. Белинский.
Упырь. Сочинение Краснорогского
Вернуться на предыдущую страницу
Эта небольшая, со вкусом, даже изящно изданная книжка носит на себе все
признаки еще слишком молодого, но тем не менее замечательного дарования,
которое нечто обещает в будущем. Содержание ее многосложно и исполнено
эффектов; но причина этого заключается не в недостатке фантазии, а скорее в
ее пылкости, которая еще не успела умериться опытом жизни и уравновеситься с
другими способностями души. В известную эпоху жизни нас пленяет одно резкое,
преувеличенное: тогда мы ни в чем не знаем середины, и если смотрим на жизнь
с веселой точки, так видим в ней рай, а если с печальной, то и самый ад
кажется нам в сравнении с нею местом прохлады и неги. Это самое
соблазнительное и самое неудобное время для авторства: тут нет конца
деятельности; но зато все произведения этой плодовитой эпохи в более зрелый
период жизни предаются огню, как очистительная жертва грехов юности. И
хорошо тому, кто в эту пору жизни брал себе за закон стихи Пушкина:
Блажен, кто про себя таил
Души высокие созданья,
И от людей, как от могил,
Не ждал за подвиг воздаянья! {1}
Исключение остается только за гениями, которые начинают свое поприще с
"Геца", с "Вертера", с "Разбойников", с "Руслана и Людмилы" и "Кавказского
пленника" {2}; этим людям не для чего жечь произведений своей первой
молодости: в них, хоть иногда и детски, но всегда выражается господствующая
дума времени. Но и ранние произведения гениев резкою чертою отделяются от
созданий более зрелого их возраста: в первых, если уж злодей, - так такой,
что и самый отчаянный разбойник не годится ему в ученики: вспомните Франца
Моора... {3} Вообще, густота и яркость красок, напряженность фантазии и
чувства, односторонность идеи, избыток жара сердечного, тревога вдохновения,
порыв и увлечение - признаки произведений юности. Однако ж все эти
недостатки могут искупаться идеею, если только идея, а не безотчетная
страсть к авторству была вдохновительницею юного произведения.
"Упырь" - произведение фантастическое, но фантастическое внешним
образом: незаметно, чтоб оно скрывало в себе какую-нибудь мысль, и потому не
похоже на фантастические создания Гофмана; однако ж оно может насытить
прелестью ужасного всякое молодое воображение, которое, любуясь фейерверком,
не спрашивает: что в этом и к чему это? Не будем излагать содержания
"Упыря": это было бы очень длинно, и притом читатели не много увидели бы из
сухого изложения. Скажем только, что, несмотря на внешность изобретения, уже
самая многосложность Н запутанность его обнаруживают в авторе силу фантазии;
а мастерское изложение, уменье сделать из своих лиц что-то вроде Характеров,
способность схватить дух страны и времени, к которым относится событие,
прекрасный язык, иногда похожий даже на "слог", словом - во всем отпечаток
руки твердой, литературной, - все это заставляет надеяться в будущем многого
от автора "Упыря". В ком есть талант, в том жизнь и наука сделают свое дело,
а в авторе "Упыря" - повторяем - есть решительное дарование.
Вернуться на предыдущую страницу
|