В. Г. Белинский. Основания русской грамматики - Часть первая - Грамматика аналитическая (этимология) - Глава IV

Вернуться на предыдущую страницу

Отделение второе

ЭТИМОЛОГИЯ ЧАСТНАЯ

ЗНАЧЕНИЕ И ЧАСТНЫЕ СВОЙСТВА ЧАСТЕЙ РЕЧИ

 1. Имя есть словесное выражение, или название предметов, существующих в природе физической и нравственной.

 2. Имена, по свойству выражаемых ими предметов, разделяются на а) чувственные, выражающие предметы, постигаемые нашими пятью чувствами или хотя одним из пяти наших чувств: дерево, солнце, свѣтъ, огонь, камень, запахъ, цвp3;тъ, вкусъ; b) умственные, выражающие предметы, постигаемые нашим умом: душа, духъ, умъ, воля, честь, время, годъ, зима, весна, лтьто, осень, порокъ, добродѣтелъ.

с) отвлеченные, означающие качества и свойства, условливающие чувственные предметы и отвлекаемые от них нашим умом: долгота, высота, ширина, круглостъ, красота, бѣлизна, скорость.

Примечание. Отвлеченные имена происходят от определительной части речи, потому что они выражают качество в форме предметности, например: блѣдный есть качество, а блѣдность есть предмет; сладкій - качество, сладкостъ - предмет; горькій - качество, горечь - предмет. Отвлеченные имена, происходящие от определительной части речи, оканчиваются на та, на, сть: быстр-о-та, быстр-и-на, шир-о-та, шир-и-на, храбр-о-сть, трус-о-сть, велик-о-сть, мал-о-сть. К отвлеченным принадлежат также и отглагольные имена, происходящие от глаголов и выражающие понятия действия в форме предметности: читать - чтеніе, быть - бытіе, ходить - хоэкденіе, сидѣть - сидp3;ніе, шить - шитье. Отвлеченные отглагольные оканчиваются всегда на іе, ье, с предыдущею вставочкою буквою н, и на тіе, тье и ство: сраже-н-іе, почте-н-іе, бы-тіе, наи-тіе, мы-тье, вы-тье, хвастов-ство, балов-ство, удаль-ство, происходящие от глаголов: сражаться, почитать, быть, найдти, мыть, выть, хвастаться, баловать, удаваться.

 3. Чувственные имена разделяются на

а) Одушевленные, или лица, которые узнаются по вопросу кто? и под которыми разумеются предметы, одаренные способностию про невольного движения с места на место; таковы: человѣкъ, животное, лошадь, муха, червякъ.

Примечание. По этому определению, слова: солнце, планета, стрѣлка (часовая) не будут относиться к именам одушевленным, или лицам, потому что движение солнца, планетъ и часовой стрѣлки есть механическое и, следовательно, невольное, а не произвольное.

б) Неодушевленные, или вещи, которые узнаются по вопросу что? и под которыми разумеются предметы, лишенные способности произвольного движения с места на место, таковы: вода, столь, перо, домъ, окно.

Примечание. Умственные и отвлеченные имена относятся не к лицам, а к. вещам, как, например: человечество, духъ, геній.

 4. Имя разделяется еще на а) Общее, или нарицательное, выражающее понятие общее, родовое, ко многим предметам одного рода относящееся, таковы: человѣкъ, мужчина, женщина, слонъ, дерево.

б) Частное, или собственное, выражающее понятие об индивидуальном и едином существе, название, принадлежащее одному предмету из целого круга предметов. Сюда относятся имена и фамилии людей, названия стран света, государств, морей, рек, городов и пр., как-то: Иванъ, Ѳедоръ, Василій, Марья, Катерина, Мининъ, Ломоносовъ, Державинъ, Пушкинъ, Ивановъ, Европа, Россія, Франція, Германгя, Балтійское море, Волга, Дунай, Москва, Парижъ и проч.

Примечание. Слова: Богъ, Пресвятая Дѣва, Іисусъ Христосъ суть собственные, потому что каждое из них есть имя одного индивидуального существа, а не многих существ; но слова: ангелъ, архангелъ, апостолъ, святой, святая суть имена нарицательные, потому что выражают собою понятие, общее многим существам, из которых каждое может иметь свое собственное, или частное, имя, как, например: архангелъ Гавріилъ, архангелъ Михаилъ, апостолъ Іоаннъ, апостолъ Павелъ, святой Николай, святая Анна и пр. Равным образом, и слова: государство, королевство, республика, царь, императоръ, министръ, генералъ, князь, графъ и пр. суть также имена нарицательные, потому что относятся ко многим предметам, из которых каждое может иметь свое частное, или собственное имя, как, например: государство Швеція, королевство Англія, республика Швейцарія, царь Іоаннъ Грозный, императоръ Петръ-Великій, министръ Кольбертъ, генералъ Кутузовъ, князь Менщиковъ, графъ Разумовскій и проч. В рассуждении имен людей должно заметить следующее: хотя, например, Александровъ, Андреевъ, Константиновь и пр. и много на свете, но этим не уничтожается частность, или собственность этих имен, потому что, произнося такое имя, мы соединяем с ним понятие не о целом отделении людей, называющихся Александрами, Андреями, Константинами, но об одном известном нам человеке и представляем себе в то время или его лицо и вообще наружный вид, или качества и действия, условливающие его индивидуальность.

 5. Местоимение есть часть речи, заменяющая собою имя, для избежания частого повторения одного и того же слова (см. гл. III,  23).

 6. Местоимение есть часть речи первоначальная и, в начале языка, предшествовавшая другим частям речи, даже имени, потому что ею выразилось сознание человека, который, прежде нежели дал название окружающим его предметам, должен был назвать самого себя и выразить это название словом я, для отличия себя от всех предметов внешнего мира, совокупность которых, в отношении к нему, должна была выразиться словом не-я, которое потом должно было выразиться в целых тысячах различных названий. Так как человек, кроме окружавших его предметов видимого мира, видел другое существо, отдельное от него, но совершенно ему подобное, то, в отличие его от себя, должен был назвать его словом онъ; в сношениях же и в обмене мыслей с этим другим подобным ему существом, он должен был обозначить его, для отличия от себя, словом ты, а слово онъ было перенесено им на предмет его разговора с ним, предмет, который был уже третьим, отдельным от него, но совершенно подобным ему существом. Потом человек перенес эти отличия от своего я, выражаемые словами ты и онъ, и на предметы видимого мира.

 7. Так как местоимение есть часть речи первоначальная, то все местоимения суть слова коренные, а следовательно, простые, короткие и немногочисленные.

 8. Местоимения разделяются на а) Личные. г) Неопределенные.

б) Возвратные. д) Отрицательные.

в) Относительные, е) Указательные.

 9. Когда двое или несколько лиц говорят между собою, то лицо говорящее, в отношении к себе, есть первое, а то, к которому оно обращается с своими словами, в отношении к нему, есть второе, а все прочие, о которых он говорит, суть лица третьи. Поэтому личные местоимения разделяются на три лица: я и мы есть первое лицо, ты и вы - второе лицо; онъ она, оно, они, онѣ - третие лицо.

 10. Возвратное местоимение себя употребляется вместо личного, когда действие предмета обращается на тот же самый предмет, например: я учу себя (вместо я учу меня); ты учишь себя (вместо тебя); онъ учитъ себя (вместо его); мы учимъ себя (вместо насъ); вы учите себя (вместо васъ); они учатъ себя (вместо ихъ). Слово самъ, хотя собственно служит только к усиленному обозначению предмета (как, например: я самъ велѣлъ, ты самъ велѣлъ, онъ самъ велѣлъ, мы сами велѣли, вы сами велѣли, они сами велѣли), но должно относиться к возвратному местоимению, потому что оно всегда возвращает действие на лицо, к которому относится, и всего чаще употребляется с словом себя, как бы составляя с ним одно слово, например: онъ самъ себя хвалитъ.

 11. Относительные местоимения употребляются для выражения таких понятий, которые определенны, но требуют для выражения себя много слов. Относительных местоимений два - кто и что; первое заменяет собою имена одушевленные, или лица, а второе - вещи. В предложении: "Кто благородно мыслитъ, тотъ благородно и поступаетъ", слово кто заменяет собою слова: человѣкъ, который; а в предложении: "Человѣкъ долженъ слѣдовать тому, что истинно и нравственно", слова тому и что означают также понятие, которое можно выразить только множеством различных слов, как-то: мысль, правило, чувство, побужденіе, путь, дорога, предметъ, вещь и пр., потому что "следовать тому, что истинно", значит: "следовать мысли, которая есть истинна, правилу, чувству, побужденію, которое истинно, образу жизни, который истиненъ". К относительным местоимениям принадлежат определительные слова, употребляемые без имен: который, которая, которое, которые, тотъ, то, это, всё.

 12. Говоря о каком-нибудь предмете, мы иногда с умыслу не хотим объявить его имени; или, по неимению ясного об нем понятия, не можем его назвать; или, по желанию одним словом обозначить, для краткости, целый круг понятий, из которых каждое идет к предмету нашего разговора, выражаем это понятие таким словом, которое идет ко всем предметам, имеющим отношение к нашей речи, не принадлежа собственно ни к одному из них; такие слова называются неопределенными местоимениями, которые суть следующие: нѣкто, нѣчто, кто-нибудь, кто-либо, что-нибудь, что-либо. Например, когда я спрашиваю: "Нетъ ли у васъ чего-нибудь?" - я хочу сказать: "Нетъ ли у васъ какой-нибудь вещи?", не обозначая названия этой вещи и давая знать чрез то, что я буду доволен всякою вещию, какую бы мне ни дали.

 13. Когда мы хотим выразить отрицание или небытие какого-нибудь предмета, то употребляем отрицательные местоимения никто, ничто.

 14. К указательным местоимениям принадлежат слова: когда, нѣкогда, никогда, гдѣ, нигдѣ, тогда, здѣ;сь, тамъ, тутъ, туда, сюда. Этими словами заменяется множество слов, которые без нужды загромоздили бы собою речь. Вот примеры: "Здѣсь лучше, нежели тамъ", значит: "Въ этомъ мѣстѣ лучше, нежели въ томъ мѣстѣ".-- "Говоря о хищныхъ животныхъ, должно отнести сюда-же и орловъ". Здесь слово сюда-же стоит вместо слов къ хищнымъ-же животнымъ.-- "Когда я былъ молодь" значит: "Въ то время, въ которое время я былъ молодъ".-- "Въ Россіи, гдѣ зима стоитъ долго" - слово гдѣ заменяет собою слова "въ которой Россіи".

 15. Глагол есть часть речи, выражающая собою действие, происходящее во времени, например: я читаю, ты ходилъ, вы будете пѣть.

 16. К глаголу относятся, как необходимые его принадлежности или свойства: залог, вид, форма, время, лицо, причастие и деепричастие.

 17. Залог показывает свойство действия, которое обнаруживается как явление и как производимость или собственно действие.

 18. Средний залог выражает действие в явлении, т. е. такого рода действие предмета, которое простирается только на этот самый предмет и происходит или непосредственно от его свойства, или не имеет никакой видимой причины; таковы, например, глаголы: сидіьть, ходить, молчать, летать, блѣднѣть, горѣть и пр. К среднему же залогу относятся все глаголы, оканчивающиеся на ся и без этого окончания не имеющие никакого значения, например: бояться, молиться, кланяться, надѣяться и пр.

 19. Действительный залог выражает действие в производимости, т. е. такого рода действие, при котором подразумевается два предмета - действующий и страждущий, или принимающий на себя это действие. Предмет действующий отвечает на вопрос кто?, а принимающий на себя действие, или страждущий, отвечает на вопрос кого? или что?, например: сынъ (кто?) любить (кого?) отца; ученикъ (кто?) читаешь (что?) книгу: в первом выражении слово сынъ есть предмет действующий, а слово отца есть предмет страждущий, т. е. принимающий на себя действие, выражаемое словом любить; во втором выражении слово ученикъ есть предмет действующий, а слово книгу предмет страждущий, т. е. зависимый от действия, выражаемого словом читаетъ.

Примечание. Чтобы яснее помять отличие среднего залога от действи тельного, должно заметить, что средний залог показывает то положение пли состояние предмета, которое происходит или прямо от его свойства, или от его воли, а действительный залог показывает, что предмет приводит другой предмет в то пли другое состояние, заставляет быть в том или другом состоянии; так, например, пáрить есть глагол действительный, потому что выражает действие в производимости одного предмета на другой - я (кто?) парю (что?) лучину, а прѣть будет глагол средний, потому что показывает действие в явлении или состояние предмета - лучина прѣетъ. Словом, значение глаголов средних есть - быть в том или другом состоянии без всякого прямого и непосредственного влияния со стороны другого предмета; а значение действительных глаголов есть --" привести предмет в то или другое состояние, и поэтому, плыть, бѣлгьть, гнить, сидгьть, лежать, молодѣтъ. твердѣтъ, сохнуть суть глаголы средние, а плавить, буьлитъ. гноить, садить, класть, молодить, твердить, сушить суть глаголы действительные. С первого взгляда всего легче узнавать, какого залога тот или другой глагол, среднего или действительного, по вопросу, который при нем можно сделать: при действительном, как уже и было сказано выше ( 19), подразумевается два вопроса - кто? и кого? или что?, а при среднем - только один - кто? или что?, например, в предложении: маляръ бѣлитъ домъ, глагол бѣлитъ есть действительный, потому что при нем подразумевается два вопроса: кто? (маляръ) и что? (до.иъ): а в предложении: домъ бѣлѣетъ, глагол бѣлѣетъ есть средний, потому что при нем подразумевается только один вопрос: что? (домъ). Так как есть глаголы, которые равно относятся и к среднему и к действительному залогу, то и в них залог узнается по вопросу же: когда при глаголе можно сделать вопрос кого? или что?, то он стоит в действительном залоге, а когда при том же глаголе можно сделать вопрос о ком? о чем?, то он стоит в среднем залоге; например: говорить (что?) рѣчъ, проповѣдь, правду, ложь - будет глагол действительного залога; но говорить (о чем?) о рѣчи, о пропов 23;ди, о правдѣ, о лжи - будет глагол среднего залога. Таковы еще глаголы: думать, судить, слушать, слышать, пѣтъ, писать и пр.

 20. Действительный залог бывает еще:

а) Страдательным, который выражает действие, претерпеваемое или принимаемое предметом, о котором говорится, со стороны другого предмета, от которого происходит действие. Другими словами: страдательный залог есть превращенный действительный, потому что, говоря собственно; в русском языке нет страдательных глаголов, а есть страдательное причастие, которое имеет всякий действительный, глагол и которое с существительным глаголом быть составляет предложение в страдательной форме, отличающееся от предложения в действительной форме тем, что дополнение превращает в подлежащее, а подлежащее в дополнение, например, в предложении действительной формы: я читаю книгу, местоимение я есть подлежащее этого предложения, а имя книгу есть дополнение действительного глагола читаю, служащего в предложении сказуемым; теперь, чтобы переменить это предложение в страдательную форму, должно дополнение книгу сделать подлежащим, подлежащее я превратить в дополнение, а глагол действительный читаю в страдательное причастие с существительным глаголом быть, и тогда выйдет: книга есть читаема мною. Вообще, в действительных глаголах предмет действующий отвечает на вопрос кто?, а страждущий на вопрос кого? или что?; а в страдательных глаголах страждущий предмет отвечает на вопрос кто? или что?, а действующий на вопрос кем? или чем?, от кого? или от чего?, например: быть любимымъ - (кто?), сынъ есть любимъ (кем?) родителями; быть хвалиму - (кто?), ученикъ есть хвалимъ (кем?) учителемъ; быть ушибену - (кто?), я ушибенъ (чем?) доскою; посланникь (кто?) посланъ (от кого?) отъ государя; дитя (кто?) возхищено (от чего?) отъ подарка.

б) Возвратным, когда он означает действие предмета, обращающееся на него же самого, т. е. на тот же самый предмет; у него на конце всегда находится возвратное местоимение ся (себя), и он всегда отвечает на вопрос кем? или чем?-- например: хвалиться (хвалить себя - кем?) сыномъ; умываться (умывать себя - чем?) водою; огорчаться (огорчать себя - чем?) несчастіемъ.

Примечание. Возвратный глагол употребляется иногда в значении страдательного, когда выражает действие, не обращающееся на тот же самый предмет, к которому оно относится, а претерпеваемое им от другого предмета, например: почитаться (от кого? или кем?) отъ людей, людьми; употребляться (от кого? или кем?) отъ публики, публикою, т. е. быть почитаемымъ отъ людей или людьми, быть употребляемымъ отъ публики или публикою.

в) Взаимным, который есть тот же возвратный, но только означающий действие, происходящее между двумя или многими предметами и требующий вопроса с кем? или с чем?, например: бороться (бороть себя - с кем?) съ мальчиками; браниться (бранить себя - с кем?) съ шалуномъ; сдружиться (сдружить себя - с чем?) съ горемъ?

 21. Вид9 показывает образность действия, придаваемую ему различными оттенками времени, в которое оно совершается; другими словами: вид показывает определенность, неопределенность, продолжительность, начало, окончание и тому подобные отношения действия ко времени.

 22. Так как всех оттенков времени нельзя привести под правильное исчисление и подразделение, по причине их множества и неуловимости, то из видов глаголов можно изложить только главные, которые суть следующие:

а) Неопределенный, к которому может относиться каждый глагол в его отвлеченном, первообразном значении, не прилагаемом ни к месту, ни ко времени, но показывающем способность, умение, привычку, обыкновение или свойственную предмету необходимость что-нибудь делать, как, например: я говорю пофранцузски; онъ рисуетъ и поетъ; человѣкъ родится и умираетъ; птицы летаютъ, а рыбы плаваютъ, т. е. я умѣю или имѣю привычку, обыкновенье говорить пофранцузски; онъ умѣетъ рисовать и пѣтъ или имѣетъ способность, привычку, обыкновеніе рисовать и пѣтъ; свойство человѣка таково, что онъ родится и умираетъ; свойство птицъ таково, что онѣ летаютъ, а рыбъ, что онѣ плаваютъ.

б) Определенный, к которому также может относиться каждый глагол, когда его значение прилагается к какому-нибудь известному обстоятельству времени или места, например: я говорю пофранцузски (т. с. теперь и с кем-нибудь); онъ рисуетъ и поетъ (т. е. он теперь рисует и поет вместе); человѣкъ умираетъ (т. е. теперь, перед моими глазами); птицы летаютъ, а рыбы плаваютъ (т. е. я вижу это теперь, в известное время). Некоторые глаголы в своем неопределенном значении произносятся и пишутся иначе, нежели в определенном, как, например: блист-а-ть, свист-а-ть, саж-а-ть, вѣ-ш-а-ть суть глаголы вида неопределенного, а бл-е-ст-ѣ-ть, свист-ѣ-ть, са-ди-ть, вѣ-си-ть суть глаголы вида определенного. Эта разница в правописании, произношении и самом значении между глаголами неопределенного и определенного вида особенно заметна в глаголах, выражающих движение с одного места на другое: неопределенные показывают только способность или привычку движения, как, например, глагол ходить, а определенные показывают движение, направленное к известному месту, по вопросам - куда? и где?, и в определенное время, по вопросу когда?, как, например, глагол идти. Здесь прилагаются почти все глаголы, показывающие движение с места на место и отличающиеся в определенном виде от неопределенного произношением и правописанием:

Неопределенного

Определенного

Неопределенного

Определенного

Блуждать.

Блудить.

Летать.

Летѣть.

Бродить.

Брести.

Ломать.

Ломить.

Бѣгать.

Бѣжать.

Метать (метаю).

Метать (мечу).

Валять.

Валить.

Мыкать.

Мчать.

Возить.

Везти.

Носить.

Нести.

Водить.

Вести.

Плавать.

Плыть.

Волочить.

Волочь.

Ползать.

Ползти.

Влачить.

Влечь.

Ронять.

Ронить.

Ворочать.

Воротить.

Сажать.

Садить.

Вращать.

Вратить.

Сылать.

Слать.

Гонять.

Гнать.

Таскать.

Тащить.

Катать.

Катить.

Тискать.

Тиснить.

Кривлять.

Кривить.

Ходить.

Идти.

Лазить.

Лѣзть.

Ѣздить.

Ѣхать.

в) Начинательный, показывающий начало временного действия, за которым вскоре должно следовать другое действие, например: снѣгъ таетъ (т. е. начинаешь таять), трава зеленѣетъ (т. е. начинаешь зеленѣть), рожь поспѣваетъ (т. е. начинаешь поспѣвать). Глаголы этого вида, по большей части, бывают с предлогом за, например: запѣватъ, запѣтъ, затягивать, затянуть, заигрывать, заиграть и пр.

г) Окончательный, показывающий окончание действия; он бывает, по большей части, с предлогом про и от, например: пропѣтъ, проиграть, отыграть, отучить.

д) Исполнительный, показывающий удовлетворение действием чрез его многократность. Глаголы этого вида всегда принимают перед собою предлог на, а за собою возвратное местоимение ся, например: начитаться, наговориться, находиться, нагуляться, наиграться.

е) Переполнительный, показывающий излишнее удовлетворение действием чрез его многократность или продолжительность. Глаголы этого вида принимают пред собою предлог за, а за собою возвратное местоимение ся, например: зачитаться, заговориться, заходиться, загуляться, заиграться.

 23. Кроме этих видов, есть еще два, самые главные, так что каждый глагол, принадлежа к которому-нибудь из исчисленных уже видов, непременно принадлежит к одному и из этих двух; это -

I. Неокончательный, который есть первоначальный, коренной вид глаголов и означает действие, не вполне совершившееся и не совсем оконченное, например: дѣлатъ, говорить, ходить, хвалить, дуть и пр. Неокончательный вид бывает еще:

а) Многократным, который имеет все свойства неокончательного, но показывает действие или давно или много раз происходившее; он, по большей части, кончится на вать, а иногда и просто на ать, например: читывать, хаживать, хваливать, прочитывать, ѣзжать, слыхать, видать.

II. Совершенный показывает действие, вполне совершившееся и оконченное; этот вид противоположен неокончательному и разнится от него:

а) Иногда переменою одной или нескольких букв в окончании, как, например: пус-ка-ть - пус-ти-ть, прослав-ля-ть - прослав-и-ть, остав-ля-ть - остав-и-ть.

б) Иногда выпуском одной или двух букв в окончании, как, например: вста-ва-ть - встать; да-ва-ть - дать, взду-ва-ть - вздуть, начи-на-ть - начать, пос-ы-лать - послать.

в) Но чаще всего предлогами, прилагаемыми при начале глаголов, например: с-дѣлать, про-читать, по-хвалить, за-дуть, у-гнать, при-дать. Совершенный вид бывает еще:

а) Однократным, который, как и совершенный, показывает действие, совершенно оконченное и, сверх того, кратко и однажды произведенное; этот вид противоположен многократному, бывает простым и предложным и всегда оканчивается на нуть, например: дви-нуть, кашля-нуть, ду-нуть, стук-нуть, толк-нуть, с-двп-нуть, от-толк-нутъ, про-миг-нуть.

Примечание. В рассуждении видов должно заметить следующее: а) они заменяют в русском языке множество времен, употребляемых в других языках для выражения различных оттенков действия во времени, и суть исключительное свойство русского и всех языков, происходящих от славянского корня; б) не всякий глагол бывает всех четырех видов, некоторые же только одного, как, например: принадлежать, стоить и пр.10

 24. Форма, глагола выражает характер действия, который может быть или повествовательным, когда действие представляется так, как оно есть, или как оно было, или как оно будет, например: дитя играешь, деревья цвѣли, ученики придутъ; или желательным, когда выражается желание, советывание или приказание, чтобы то или другое действие было совершаемо предметом, например: читай ты, пусть онъ придетъ. Первая форма обыкновенно называется изъявительною, а вторая повелительною. Есть еще третья форма, которая выражает понятие о действии без приложения к какому-нибудь действующему предмету: это форма неопределенная, всегда оканчивающаяся на ть, с какою-нибудь предыдущею гласного буквою из следующих: а, я, и, е, ѣ, о, у, ы, например: зв-а-ть, сто-я-ть, бран-и-ть, тер-е-ть, смотр- 23;-ть, мол-о-ть, слепн-у-ть, м-ы-ть. Неопределенная форма есть коренная и прямая форма глаголов, а изъявительная и повелительная суть формы косвенные.

 25. Так как глагол есть выражение действия, развивающегося или происходящего во времени, то и выражается в форме трех времен: настоящего (я пишу), прошедшего (я писалъ) и будущего (я буду писать).

IIримечание. Будущее время глаголов неокончательного и многократного вида всегда составляется из его неопределенной формы и будущего времени существительного глагола быть, например: я буду бѣгатъ, ты будешь бѣгатъ и пр. Глаголы же совершенного и однократного вида всегда имеют свое, не составляемое с помощию существительного глагола, будущее время, например: я сдѣлаю, ты встанешь, онъ пойдеть и пр.; но не имеют настоящего времени, потому что настоящего времени не может быть там, где дело идет о действии, совершенно оконченном; так, например: глагол прочесть имеет прошедшее время - прочелъ и будущее - прочту, но настоящего не имеет, тогда как этот же самый глагол, но только неокончательного вида - читать, имеет настоящее время (я читаю), прошедшее (я читалъ) и составное будущее (я буду читать).

 26. Причастие есть отглагольная определительная часть речи, т. е. определительное слово, происходящее или производящееся от глагола и потому выражающее вместе и качество и действие или представляющее действие в форме качества, например: любящій (т. е. тот, который любить), любившій (т. е. тот, который любилъ), любимый (т. е. тот, которого любятъ), полюбленный (т. е. тот, которого полюбили). Глаголы действительного залога имеют два причастия: действительное, оканчивающееся в настоящем времени на щій (хвалящій), а в прошедшем на вшій (хвалившій), и страдательное, оканчивающееся в настоящем времени на мый (хвалимый), а в прошедшем на нный (хваленный) и тый (крытый, шитый); глаголы прочих залогов имеют по одному причастию также настоящего и прошедшего времени. Прочие свойства причастий будут изложены ниже.

 27. Деепричастие есть сокращенное причастие; в настоящем времени оно оканчивается на я (люб-я, хвал-я) и ючи и учи (игра-ючи, ид-учи, буд-учи), и в прошедшем на вши (люби-вши, хвали-вши) и въ (люби-въ, хвали-въ). Деепричастие или выражает действие, современное другому, как, например: "Взявши книгу, сталь читать", т. е. "взялъ книгу и сталь читать"; или образ, способ, манеру действия, например: сидя пишетъ, ходя говорить. В первом случае деепричастие принадлежит к глаголу, как одна из форм его изменений, а во втором к определительной части речи, именно к отделению наречия.

 28. Всякий совокупный глагол, в своей изъявительной и повелительной форме, составляет предложение, имеющее подлежащее, сказуемое и связку, когда соединяется с каким-нибудь именем или местоимением, например: человѣкъ мыслить (человѣкъ есть мыслящій), я гляжу (я есть глядящій), они спять (они суть спящіе); но есть особенный род глаголов, которые не соединяются ни с именами, ни с местоимениями, но которые сами по себе составляют предложение, в котором есть связка и сказуемое, но нет подлежащего, и потому не имеющие при себе никакого лица, хотя и употребляемые в окончании третьего лица, единственного числа, изъявительной формы всех трех времен. Эти глаголы называются безличными; они бывают только среднего залога, но могут быть всех видов, например: морозить (на дворе морозить), дождить (дождитъ, вместо дождь идетъ), свѣтать, разсвѣтатъ, нездоровиться, приходиться (ему приходится худо), думаться, казаться (ему думается, кажется, что онъ болѣнъ), сгруснуться (мнѣ сгруснулось).

Примечание. Из приведенных примеров видно, что и личные глаголы могут иногда употребляться как безличные, например: казаться, приходиться суть глаголы личные, и в предложениях: "Онъ мнѣ кажется хорошимъ человѣкомъ; эти деньги тебѣ приходятся" - есть все три части, т. е. подлежащее, сказуемое и связка - онъ есть кажущійся, деньги суть приходящіяся; в предложениях: "Ему кажется, что онъ болѣнъ; ему приходится худо", - эти глаголы суть безличные, потому что в этих предложениях нет подлежащего - ему есть кажущееся, ему суть приходящееся. Но глаголы - дождить, свѣтатъ, разсветатъ, брезжить и им подобные, суть безличные и личными никогда не могут быть. К безличным относятся еще все совокупные глаголы, употребляемые неопределенно, т. е. все глаголы, при которых подлежащее только подразумевается, но не называется, по причине его или неопределенности или всеобщности, например: "Говорятъ, что будетъ война". Здесь хотя и подразумевается неопределенно предмет, который говорит и который можно б было выразить словами - люди, всѣ, но он не означается, и потому в слове говорятъ заключается только сказуемое и связка (суть говорящіе), но не заключается подлежащего, которое неопределенно подразумевается. Равным образом, и страдательные глаголы могут употребляться безлично, т. е. образовывать собою предложения, состоящие только из сказуемого и связки, но без подлежащего, например, в предложениях: "Слышно, что миръ заключен"; или: "Принято за достовѣрное, что земля кругла", подлежащие неопределенно подразумеваются и могут быть выражены словами - это, то, и потому в них остаются только две части - сказуемое и связка: есть слышно, есть принято за достовѣрное и пр. Во всех таких бесподлежательных предложениях все глаголы суть безличные, хотя бы и употреблялись большею частию как личные.

 29. Простой глагол быть употребляется в трех значениях: как

а) Существительный, когда служит для выражения связи между подлежащим и сказуемым, например: "Солнце есть неподвижная звѣзда, а Земля, Сатурн, Юпитер и пр. суть его планеты"; "Петръ-Первый быль великій государь и потому будетъ славенъ въ вѣкахъ".

б) Совокупный, когда он соответствует глаголам существовать, находиться, имѣтъся, например: в предложении: "Бог быль прежде вѣковъ"-- слово былъ значит существовалъ или быль существующимъ; в предложении: "У меня есть книги" - слово есть значит - имѣются, находятся или суть имѣющіяся, суть находящаяся.

в) Вспомогательный, когда, подобно глаголу стать, употребляется для составления будущих времен глаголов неокончательного и многократного видов, например: "Онъ будетъ говорить, они станутъ рисовать, я буду прочитывать, ты станешь захаживать".

 30. К особенностям глаголов принадлежит их свойство принимать впереди себя предлоги, почему глаголы и разделяются на простые и предложные.

 31. Предлоги, соединяясь с глаголами, изменяют их вид, залог, а иногда и самое значение, например: видѣть есть глагол неокончательного вида, а увидѣтъ - совершенного вида; ходить есть глагол среднего залога, а проходить - действительного (проходить - что? - грамматику, логику); быть и бывать суть глаголы среднего залога, выражающие существование, положение, а забыть и забывать, добыть и добывать, сбыть и сбывать суть глаголы действительного залога и уже имеющие совершенно другое значение. Таким же точно образом от простого глагола стать происходят, чрез приставку предлогов, следующие глаголы, имеющие совершенно другое значение: устать, настать, достать, пристать, застать, перестать, предстать, встать.

 32. Предложение, кроме главных своих трех частей - подлежащего, сказуемого и связки, - имеет еще две другие второстепенные части, которые употребляются для большей ясности и определенности в смысле предложения, но не составляют необходимой его принадлежности и потому могут и не быть в предложении, не разрушая его смысла. Объясним это примером: домъ есть хорошъ - это предложение простое и совершенно понятное и ясное, если известно, о каком говорится в нем доме, но непонятное и темное, если это обстоятельство неизвестно; но если к слову домъ прибавится слово брата, тогда это предложение будет яснее: домъ брата хорошъ; но и это предложение ясно только тогда, когда известно, о чьем говорится в нем брате, а когда это неизвестно, то предложение-попрежнему остается темно, и тогда, для отстранения этой темноты, должно определить слово братъ, для чего употребим, например, слово моего, то и выйдет совершенно понятное и ясное предложение: домъ моего брата есть хорошъ. Слова: брата и моего суть определительные, потому что они определяют: первое - слово домъ, а второе - слово брата.

Итак, ясно, что  33. Определять понятие - значит давать ему теснейшее значение, посредством исключения его из ряда других понятий или ограничения его смысла. Возьмем для примера уже употребленное нами слово домъ: взятое само по себе, без всяких определений, оно выражает общее понятие о человеческом жилище и может быть прилагаемо ко всякому человеческому жилищу; но когда мы прибавим к нему слово большой, то выключим его из числа всех не-большихъ или малыхъ домов; когда к слову большой присоединим слово каменный, то сделаем еще теснее значение слова домъ, о котором говорим, исключив его из числа всех не-каменныхъ домов; когда приложим к нему еще слова: желтый, трех-этажный, семи-окошечный, то сделаем его значение еще теснее, выключив его из числа всех не-желтыхъ, не-трех-этажныхъ и не-семи-окошечныхъ домов; прибавив же к нему еще слово ѳтотъ, мы совершенно стесним значение дома, о котором говорим, потому что словом этотъ мы окончательно выразим единичность и исключительность подразумеваемого нами предмета.

Примечание. Впрочем, ость и такие определительные, которые расширяют значение понятий, придавая им характер всеобщности, таковы: весь, цѣлый, всякій, каждый, например: в предложении: "Весь міръ (или цѣлый міръ) есть выраженіо одного вѣчиого разума" - слова: весь міръ и цѣлый міръ выражают понятие всеобщности, а не исключительности, и соответствуют слову вселенная или все сущее; в предложении: "Всякій человѣкъ долженъ быть разуменъ" - слово всякій показывает опять не исключительность, а всеобщность, потому что под ним разумеются все люди вообще, а не один какой-нибудь человек.

 34. Понятия определяются двумя способами: дополнениями, или именами и местоимениями, и определениями, или собственно так называемым определительным словом, или определительною частию речи. В предложении: "Домъ моего брата хорошъ" - слово брата есть дополнение, а слово моего есть определение, потому что слово брата есть имя, а слово моего есть определительное. Так как дополнения и определения имеют одно назначение - определять понятия, то дополнение часто можно обратить в определение, а определение в дополнение, например: можно сказать - домъ брата и братнинъ домъ: и в том и другом случае смысл будет один и тот же, так же, как можно сказать: слава отечества и отечественная слава, мужъ славы и славный мужъ.

 35. Необходимость определения понятий условливается понятием свойств, заключающихся в них самих, или случайных и относительных; свойства же понятий разделяются на множество родов, из которых главнейшие роды суть - качества, принадлежности, действия, количества, например: столь есть понятие известного предмета, но столы бывают различные по своим свойствам, т. е. по веществу, величине, фигуре, цвету, действию, принадлежности, числу, и потому столь может быть деревянный, каменный, металлическій, большой, средній, малый, круглый, квадратный, треугольный, красный, зеленый, черный, стоящій, опрокинутый, лежащій, господиновъ, служанкинъ, братнинъ, сестринъ, первый, второй, пятый и пр. Читать есть понятие известного рода действия, но это действие может быть различно по свойству своего выполнения, и потому читать можно хорошо, худо, много, мало, громко, тихо, скоро, медленно и пр. Большой есть понятие величины, но величина бывает различна по своим степеням, и потому можно сказать: большой, очень большой, весьма большой, чрезвычайно большой, необыкновенно большой и пр. Итак,  36. Определительное слово, или определительная часть речи, как самое ее название показывает, определяет понятия по их признакам, как-то: свойству, качеству, действию, принадлежности, числу или количеству.

 37. Определительные слова разделяются на качественные и обстоятельственные.

 38. Качественные суть те, которые выражают качество, в самом предмете заключающееся и потому неотъемлемое от него; но главным отличительным признаком качественных определительных слов от обстоятельственных служит то, что первые бывают двух окончаний - полного и усеченного, и имеют три степени сравнения - положительную, сравнительную и превосходную, тогда как последние бывают только полного окончания и совсем не имеют степеней сравнения; например, определительное добрый имеет два окончания: полное - добр-ый, и усеченное - добр-а; потом, определительное слово добрый имеет три степени сравнения: положительную - добр-ый, добр-ъ; сравнительную - добр-ѣйшій, добр-ѣе и превосходную - самый добрый, самый добрѣйшій, очень, весьма добръ; следовательно, определительное добрый есть качественное, как и все другие определительные, которые имеют два окончания - полное и усеченное, и три степени сравнения - положительную, сравнительную и превосходную. Но определительное золотой есть обстоятельственное, потому что оно показывает только вещество, из которого предмет сделан, следовательно, качество постороннее, относительное (так как предмет мог бы сделан быть и из другого вещества), а не в нем самом заключающееся, и еще потому, что оно имеет только одно полное окончание (так как нельзя сказать золотъ) и не имеет степеней сравнения (так как нельзя сказать золотѣйшій или золотѣе).

Примечание. Разница определительных качественных усеченного окончания от определительных качественных полного окончания и всех определительных обстоятельственных состоит в том, что только усеченные могут служить сказуемыми в предложении, например: "Жизнь человѣческая (есть) коротк-а, а наука долг-а. Самыя несчастія полезны тому, ктом удръ". Качественные же полного окончания, равно как и все обстоятельственные, употребляются просто как определительные, но сказуемыми в предложении никогда быть не могут, например, в предложении: "Это былъ искусный полководецъ" - подлежащее есть это, сказуемое - полководецъ, а искусный есть определение полководца. В предложении: "Эта шляпа братнина", - подлежащее есть шляпа, эта есть определение подлежащего шляпа, а сказуемое есть опять-таки шляпа, но только подразумеваемое, а братнина есть определение сказуемого шляпа, потому что "Эта шляпа (есть) братнина" значит: "Эта шляпа (есть) шляпа братнина". И если в этом предложении определительное братнина переменить на дополнительное брата, то оно так и выйдет: "Эта шляпа есть (шляпа) брата".

 39. Определительные обстоятельственные суть те, которые выражают качество, не в самом предмете заключающееся, но какое-нибудь условное, относительное, случайное или зависящее от какого-нибудь постороннего обстоятельства - так, например: золотистый, серебристый, каменистый суть определительные качественные, потому что они выражают качество цвета и вкуса, непременно и безусловно заключающееся во всяком чувственном предмете и, следовательно, находящееся в нем самом, и поэтому они имеют усеченное окончание - золотистъ, серебристъ, каменистъ; и степени сравнения-- золотистѣе, серебристѣе, каменистѣе; но золотой, серебряный, каменный суть определительные обстоятельственные, потому что означают качество вещественности, которого предмет может и не иметь, следовательно, качество условное, относительное, обстоятельственное, и потому они не имеют ни усеченного окончания, ни степеней сравнения. Таковы же: божій, человѣческій, деревянный, масленый, отцовъ, пятый и пр. Так как определительные обстоятельственные не имеют усеченного окончания, то и не могут служить сказуемыми в предложении.

 40. Определительные обстоятельственные разделяются на

а) Притяжательные, или определительные принадлежности, означающие зависимость, происхождение или принадлежность определяемого, предмета от того, название которого заключается в них, образованное из имени, например: царскій дворецъ значит дворецъ царя, т. е. дворецъ, принадлежащий царю; человѣческое чувство значит чувство человѣка, т. е. чувство, принадлежащее, свойственное каждому человеку, а следовательно, и всем людям; испанскій табакъ значит табакъ Испаніи, т. е. табак, делаемый в Испании; государственное постановленіе значит постановленье государства, т. е. постановление, относящееся, касающееся государства; городовое положение значит положеніе города, т. е. установление города или о городе; городской житель значит житель города, т. е. человек,, живущий в городе и, потому, принадлежащий городу; коровье стадо значит стадо коровъ, т. е. стадо, составленное из коров; деревянный домъ значит дом, построенный из дерева; отцовское именіе значит имение отца,. т. е. имение, принадлежащее отцу или полученное от отца; отцовъ домъ значит дом отца, т. е. дом, принадлежащий отцу; братская любовь значит любовь брата, т. е. любовь, свойственная брату или братьям; братнино платье значит платье брата, т. е. платье, принадлежащее брату; Петровъ столь значит стол Петра, т. е. стол, принадлежащий Петру; Николаева шляпа значит шляпа Николая, т. е. шляпа, принадлежащая Николаю; Константинова упрямство значит упрямство Константина, т. е. упрямство, свойственное, принадлежащее Константину или происходящее со стороны Константина; Марьинъ перстень значит перстень Марьи, т. е. перстень, принадлежащий Марье; Аннина книга значит книга Анны, т. е. книга, принадлежащая Анне. Сюда же относятся все фамильные имена, оканчивающиеся на скій, овъ, инь, как-то: Жуковскій, Яновскій, Ломоносовъ, Суворовъ, Державинъ, Пушкинъ, Ивановъ, Ѳедоровъ и пр.

Примечание. К обстоятельственным притяжательным относятся еще и следующие слова, составляющие, в этом отношении, исключения, потому что они образуются не из имен, а из местоимений или суть первообразные слова: мой, твой, свой, нашъ, вашъ, этотъ, тотъ, какой, такой, этакой, каждый, всякій, весь, цѣлый, самый, чей, таковъ, каковъ, который. Хотя все эти слова, во всех грамматиках, и относятся к местоимению, но это совершенно несправедливо, во-первых, потому, что местоимение, подобно имени, может служить в предложении дополнением, но никогда определением понятий, а все эти слова явно определительные; во-вторых, местоимения не имеют родов, кроме только онъ, она, оно, а все эти слова имеют три рода, в которых согласуются с именами: мой столь, моя чернилица, мое перо; этотъ домъ, эта улица, это дерево; следовательно, как по той, так и по другой причине, они должны относиться к определительной части речи, а отнюдь не к местоимению. Ошибочное же присоединение их к местоимениям произошло оттого, что слова: мой, твой, натъ, вашъ, свой произошли от личных местоимений я, ты, мы, вы и возвратного местоимения себя, отчего и носят на себе характер личности: мой и нашъ означают первое лицо, твой и вашъ - второе, а свой относится ко всем, потому что возвратное местоимение себя относится ко всем лицам. Произошли же эти слова от родительного падежа личных местоимений: меня - мой, тебя - твой, насъ - нашъ, васъ - вашъ, себя - свой, из чего ясно видно, что в этом случае дополнения перешли в определения и что слова: мой, твой, нашъ, вашъ, свой суть определительные обстоятельственные притяжательные. Что же касается до слов: этотъ, тотъ, какой, такой, этакой, чей, который, каждый, всякій, весь, цѣлый, самый, - то они не имеют решительно ничего общего с местоимениями: какой и такой суть определительные качественные, потому что имеют усечение - каковъ, таковъ и могут служить сказуемыми в предложении; тотъ, этотъ, чей, который суть определительные относительные; а каждый, всякій, весь, цѣлый, самый - просто определительные обстоятельственные.

б) Числительные, или определения числа, выражающие понятие о количестве или числе. Они разделяются на а) Количественные, или совокупные, которые выражают понятия о количестве или совокупности числа предметов и о дробности этих количеств и совокупностей, например: одинъ, два, три, четыре, пять, семь, десять, двадцать, пятьдесятъ, сто, тысяча, милліонъ; двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, десятеро; двойка, тройка, пятокъ, десятокъ, дюжина, сотня; половина, треть, четверть, полтора, полторы, полтретья, полдюжины, полсотни. Все количественные принадлежат к именам, а не к определительным, как выражения совокупности, а не качества, и, по своим свойствам в изменении и согласовании (что будет показано в синтетической грамматике) они больше сходны с именами, нежели с определительными, хотя и с этими последними имеют нечто общее.

б) Порядковые, показывающие порядок, в котором следуют предметы один за другим; они бывают простые и сложные; первые изменяются, а во вторых изменяется последнее число: пещый, второй, третій, десятый, пятнадцатый, двадцатый, сороковой, пятдесятый, сотый, тысячный, милліонный, двадцать-первый, тридцать-четвертый, сто-третій. Числительные порядковые имеют все свойства определительных обстоятельственных.

в) Причастия, или определительные действия, показывают действие в форме качественности, почему имеют свойства и глаголов и определительной части речи. Изложение общих свойств их с определительного частию речи заключается в V главе, а общие свойства их с глаголом состоят в следующем:

а) Они бывают всех видов, смотря по тому, какого вида глагол, от которого они происходят, например: говорить есть глагол вида неокончательного и говорящей есть причастие вида неокончательного; сказать есть глагол вида совершенного и сказавгиій есть причастие вида совершенного; читывать есть глагол вида многократного а читывавшій есть причастие вида многократного; толкнуть есть глагол вида однократного и толкнувшій есть причастие вида однократного.

б) Они бывают всех залогов, смотря по тому, какого залога глагол, от которого происходит причастие, и каждый глагол имеет одно причастие своего залога, кроме действительного залога, который имеет два причастия - действительное и страдательное, как было говорено выше ( 26).

в) Они бывают двух времен - настоящего и прошедшего; первое оканчивается на щій, а второе на вшій, во всех залогах, кроме страдательного, например: дѣлаю-щій - дѣла-вшій, утѣшаю-щійся - утѣша-вшійся, миря-щійся - мири-вшійся, стоя-щій - стоя-вшій, кланяю-щійся - кланя-вшійся; а в страдательном залоге настоящее время оканчивается на мый и мъ, а прошедшее - на нный, тый, нъ и тъ, например: посылаемый - посылае-мъ, посла-нный-- посла-нъ, крое-мый - <крое-мъ>, крытый - кры-тъ. Глаголы видов неокончательного и многократного имеют причастия настоящего и прошедшего времени, а глаголы видов совершенного и однократного имеют причастие только прошедшего времени. Причастия будущего времени не имеет ни один глагол, кроме существительного глагола быть, который имеет причастия всех трех времен - сущій, бывшій, будущій.

г) Страдательное причастие не имеет степеней сравнения, но имеет усеченное окончание, вследствие которого может служить сказуемым в предложениях, почему оно должно относиться к определительным качественным.

 41. Наречие есть вид определительной части речи, особенная ее форма, и служит к определению действия и даже самого качества, а не имени. Наречия разделяются на

1. Качественные, которые все происходят от качественных определительных, так что каждое определительное качественное среднего рода и усеченного окончания есть в то же время и наречие, например: хорошо, дурно, высоко, низко, славно. Наречия не имеют усечения и потому не могут служить сказуемыми в предложениях; но они имеют сравнительную степень, которая, в существе своем, есть не что иное, как усеченная сравнительная степень определительных качественных, например: лучше, дурнѣе, выше, ниже, славнѣе; также они могут иметь и превосходную степень чрез прибавление других наречий: очень, весьма, чрезвычайно, слишкомъ, крайне и пр., например: очень высоко, весьма полезно, крайне хорошо, слишкомъ мало и проч., а иногда и чрез прибавление слога ѣйше, например: покорнѣйше, нижайше.

2. Обстоятельственные, которые имеют назначение и все свойства определительных обстоятельственных; они разделяются на а) Притяжательные, выражающие образ действия, происходящий, принадлежащий или свойственный тому предмету, от названия которого они произведены, например: царски, отечески, братски, дѣтски, человѣчески, звѣрски, скотски. Этот род наречий делается, по большей части чрез прибавление сначала частицы по, например: онъ поступил помолодецки, т. е. онъ поступилъ какъ молодецъ; таковы же следующие наречия: пофранцузски, понѣмецки, потурецки, подурацки, польвиному (т. е. какъ левъ), поптичьи, побараньи и пр.

б) Наречия относительные, выражающие разные отношения, как-то: времени, в которое может происходить действие, например: вчера, нынѣ, нынче, завтра, послѣзавтра, сегодня, наканунѣ, утромъ, вечеромъ, вполдень, ночью, вполночъ, теперь, тотчасъ, издавна, встарь, искони, впредь, впередъ, древле, издревле, часто, рѣдко, всегда, иногда, уже, доколѣ, дотолѣ, когда, тогда и пр.; места, на котором может происходить действие, например: вотъ, внѣ, внутрь, внутри, впереди, назади, позади, вокругъ, окрестъ, около, посреди, тамъ, тутъ, здѣсъ, гдѣ, туда, сюда и пр.; степени, выражающее степень качества как самих наречий, так и других определительных: очень, весьма, гораздо, совмѣмъ, всё, почти, чуть-чуть, едва, еле, слишкомъ и пр.; сравнения: болѣе, больше, менѣе, меньше, сколько, столько, какъ - такъ; наречия предположительные: можетъ-статься, авось, вѣроятно, сбыточно, чуть-ли, едва-ли, врядъ; наречия отрицательные: не, нѣтъ, отнюдь, ни, ни какъ, ни мало.

в) Числительные, показывающие разные численные отношения, при которых может совершаться действие, как-то: порядок, в котором действия следуют одно за другим, их совокупность, многократность, например: впервые, равъ, вмѣстгь, совокупно, разомъ, вопервыхъ, вовторыхъ, втретъихъ и т. д., однажды, дважды, трижды, четырежды, пятью, шестью и т. д., вдвое, втрое, вчетверо, восто, втысячу и т. д.

г) Наречия действия, или деепричастия, выражающие не современ ность двух действий одного и того же предмета, но образность действия, соответствующую на вопрос как?, например: "Больному велѣно ходить (как?) теплѣе одѣвшисъ"; "Вамъ лучше читать (как, каким образом?) сидя, нежели (как, каким образом?) лежа"; "Ему нравится заниматься своимъ дѣломъ (как, каким образом?), разговаривая с окружающими его людьми".

 42. Вообще надо заметить, что наречий находится бесчисленное множество; что они делаются из имен, как, например: пѣшкомъ, верхомъ, оптомъ, путемъ, дорогою, вглаза, вслух; из определительных слов, например: поступить подѣтски (сдѣлать дгътскій поступок); из глаголов --деепричастия; потом, что наречия должны составлять одну часть речи с определительного, потому что у них одно с нею назначение - определять, с тою только разницею, что они определяют действие на вопрос как, каким образом? (хорошо, худо), а та определяет предметы по вопросу какой? (хорошій, худой).

Вернуться на предыдущую страницу

"Проект Культура Советской России" 2008-2010 © Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.