В. Г. Белинский. Основания русской грамматики - Часть первая - Грамматика аналитическая (этимология) - Г лава III

Вернуться на предыдущую страницу

ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЛОВ8

 1. Из слогов составляются слова или речения, выражающие собою какое-нибудь понятие.

 2. Слова, по числу слогов, из которых составляются, бывают односложные (я, ты, онъ, гдѣ, здѣсъ), двусложные (он-и, сю-да, кни-га, свѣ-ча) и многосложные (де-ре-во, у-тѣ-ше-ні-е, бла-го-род-ство).

 3. Слова, по выражаемому ими понятию, бывают простые и сложные.

 4. Простое слово выражает единичное понятие, например: столъ, солнце, человѣкъ.

 5. Сложное слово соединяет в себе несколько понятий в одно понятие, например: самоваръ состоит из двух слов - самъ и варить, сѣнокосъ - из сѣно и косить, благополучіе - из благо и получить, высокоблагородіе - из слов высокій, благо и родъ.

 6. Слова бывают коренные и производные.

 7. Коренными, или первообразными, называются те первоначальные слова в языке, от которых, как ветви от ствола дерева, происходят другие слова, которые поэтому и называются производными. Итак, слова: Богъ, отецъ, мать, столъ, домъ, хлѣбъ суть слова коренные, а слова: божій, божество, божественный, отечество, отчизна, отчина, отчество, отеческій, отечественный, материнскій, престолъ, столица, столовая, стольникъ, домовый, домовой, домашній, хлѣбный. хлѣбникъ, нахлѣбникъ суть слова производные.

Примечание. Все слова коренные суть в то же время и простые, потому что всякий язык, в своем начале, состоит из одних коренных слов, и все начальные или первые слова в языке коротки и, по большей части, односложны. Есть даже мнение, что первобытные языки начались с междометий, или этих восклицательных слов, которые неопределенно выражают разные душевные движения, как-то: радость, горе, страх, удовольствие, неприятность, удивление, презрение, каковы суть: а! о! охъ! увы! э! эй! эхъ! ай! ой! фи! и тому подобные. Потом эти междометия, или восклицания, открывши ему тайну заключенной в нем способности выражать свои ощущения звуками голоса, изменять, соединять и разнообразить до бесконечности эти звуки различными органами своего тела, т. е. горлом, языком, нёбом, зубами, губами и отчасти носом, подали ему повод к составлению слов, которые, естественно, долженствовали быть слогами. Сначала у людей бывает мало слов, потому что вначале у них бывает мало понятий и идей, но с постепенным расширением круга их понятий и идей, постепенно увеличивается и число их слов, а вместе с тем и самые слова становятся сложнее и длиннее чрез составление одного слова из нескольких слов и наращение окончательных форм. Сверх того, каждое производное слово, естественно, бывает длиннее и сложнее своего корня.

 8. В каждом слове должно отличать корень, приставку и окончательную форму. Корнем называется первоначальный слог, из которого состоит слово; приставкою называется другое слово, соединенное с ним; вставкою называется буква, вставляемая или для благозвучия, как того требуют правила сочетания слогов (лю-б-ить --то-б-л-ю), или для соединения приставки с корнем (перв-о-начальный); окончательною формою называется буква или слог, которыми оканчивается каждое слово и которые изменяются для выражения различных отношений слов, как то будет объяснено ниже. Главные окончательные формы в русском языке суть следующие: а, я, ъ, ъ, й, о, е, ство, сть, іе, ье, ть, ный, ій, ой: душ-а, пул-я, гром-ъ, цар-ь, двер-ь, солове-й, стекл-о, солнц-е, множе-стово, гордо-сть, значен-іе, гулян-ье, дѣла-ть, слав-ный, син-ій, больш-ой.

Примечание. Чтобы лучше понять это, разложим на составные части какое-нибудь сложное слово, например: превосходство. Корень этого слова есть ход, от которого происходит слово ход-итъ, выражающее понятие о движении с одного места на другое посредством ног; соединяясь с частицею воз, слово ходить означает движение на высоту - возходить; слово возходитъ, соединяясь с частицею пре, означает уже не движение, а высшую степень достоинства или недостоинства одного предмета перед другим - превосходить; слог ство есть окончательная форма. Возьмем еще какое-нибудь слово, например: произношеніе: корень этого слова есть нес, которое со своею окончательною формою ть составляет слово несть или нести и которое, чрез перемену буквы е на о, переходит в носить, а чрез перемену буквы с на ш - в ношу; через перемену окончательной формы у на іе, с двумя предыдущими вставочными или соединительными буквами е и н, происходит слово нош-ен-іе, что означает действие переменения места какого-нибудь предмета на другое, посредством человеческих рук: слово ношеніе, соединяясь с частицею изъ. означает уже не перемену места предмета, а понятие о выражении чего-нибудь из себя - из-ноги-е-ніе; слово изношеніе, соединяясь с частицею про, составляет про-из-нош-еніе, которое означает выговаривание голосом слов. Итак, слово произношеніе состоит из двух частиц или двух приставок (про-ивъ), корня (нош), двух вставок (е, н) и окончательной формы (іе). Иногда от одного корпя происходит множество слов, имеющих совершенно различное значение; так, например, от двух корней им и я (им-атъ, я ть), означающих получение или имение чего-нибудь, происходят целых два ряда слов, от им: при-н-им-атъ, за-н-им-атъ, у-н-им-атъ, на-н-им-атъ, вз-им-атъ, от-н-им-атъ, с-н-им-атъ, до-н-им-атъ, по-н-им-ать, пере-н-им-ать, про-н-им-атъ, вы-н-им-ать, под-н-им-атъ, об-н-им-ать, из-н-им-атъ, в-н-им-ать, раз-н-им-ать, им-ѣтъ, воз-им-ѣть; от я: при-н-я-ть, за-н-я-ть, у-н-я-тъ, на-н-я-тъ, вз-я-ть, от-н-я-тъ, с-н-я-тъ, до-н-я-ть, по-н-я-тъ, пере-н я*тъ, про-н-я-тъ, вы-н-я-тъ, под-н-я-тъ, об-н-я~тъ, изъ я-ть, в-н-я-тъ, раз-н-я-тъ; от этих же слов произошли следующие: пріемъ, заемъ, наемъ, взиманіе, отъемъ, сьемъ, съемка, снимка, выемъ, выемка, снятіе, пониманье, понятіе, понятливость, подъемъ, подъемлемость, подниманіе, переимчивость, вниманіе, внятливость, обниманіе, объятіе, выниманіе, разниманіе, разнятіе, разъятіе, разымчивостъ, изъятіе, изъянъ, принятіе, пріимчивость и пр.

 9. Весь круг человеческих понятий разделяется на множество родов и видов; вследствие этого и все слова, составляющие какой бы то ни было язык, по свойству выражаемых ими понятий и по своему назначению, разделяются на известное число отделов или разрядов, которые называются частями речи и частицами. Итак,  10. Часть речи есть отдел или разряд целого рода слов, которые выражают известный круг целого рода понятий.

Примечание. Так, например, слова: человѣкъ, дерево, перо, рѣка различны между собою, потому что каждое из них выражает особенное понятие; но все они не что иное, как выражение названий предметов, существующих в природе и, следовательно, принадлежат к тому разряду слов или той части речи, которая выражает наименование существ и предметов. Но слова: хорошій, большой, красный, сильный не будут составлять одного разряда слов или одной части речи с словами: человѣкъ, дерево, перо, рѣка, потому что выражают собою не название предметов, а качества, находящиеся в предметах, следовательно составляют особенную часть речи. Равным образом, слова: читать, говорить, ходить, пѣть выражают собою не название и не качества, но действия предметов, следовательно, составляют собою особенный разряд слов или часть речи, особенную от двух первых частей речи.

 11. Частицы суть такие отделы или разряды слов, которые не выражают собою никаких понятий, а служат только для выражения различных отношений между словами, выражающими понятия.

Примечание. Так, например, слова: подъ, къ, на, или, чтобы, если, то не имеют никакого значения, будучи взяты отдельно; но в связной речи придают особенное значение словам, выражающим понятия, или частям речи, например: перо валяется подъ столомъ; ученикъ идетъ къ учителю; книга лежишь на столѣ; если ты не будешь занять, то приходи ко мнѣ.

 12. Число частей речи и частиц бывает не равно во всех языках, т. е. в одном языке их может быть больше, в другом меньше,8 но, несмотря на это, некоторые части речи составляют непременное условие каждого языка, почему и называются основными, или элементарными.

 13. Чтобы узнать, сколько частей речи должно быть во всяком языке вообще и сколько их находится в русском собственно, должно сперва рассмотреть, из каких начал состоит мысль человеческая.

 14. Мысль, или суждение нашего ума, состоит из трех частей: предмета, о котором мы мыслим или судим, из качества, которое мы придаем или приписываем этому предмету или которое мы отрицаем от этого предмета, и, наконец, из связи, которою мы скрепляем это суждение, утверждая или отрицая существование судимого нами предмета с каким-нибудь качеством.

 15. Предмет, о котором мы судим, называется подлежащим; качество, которое мы даем подлежащему или отрицаем от него, называется сказуемым; связь, которою мы скрепляем наше суждение, называется связкою; а всё суждение, выраженное словами, называется логическим предложением.

Примечание. Вот пример логического предложения: "Науки суть полезны". Слово науки, в этом предложении, есть тот предмет, о котором мы судим, есть подлежащее этого предложения; слово полезны есть то качество которое мы придаем судимому предмету, или подлежащему - науки, есть то, что мы сказываем о нем, есть сказуемое этого предложения; слово суть есть выражение связи предмета с качеством, или подлежащего с сказуемым, есть связка. Возьмем еще пример: "Человѣкъ не есть вѣченъ": здесь человѣкъ есть подлежащее, или предмет нашего суждения; вѣченъ есть качество, которое мы отрицаем от подлежащего, есть сказуемое предложения; не есть - связка, которою мы отрицаем сказуемое от подлежащего.

 16. Логическое предложение есть первообразное и простое выражение нашего суждения: в каждой фразе, т. е. в каждом сборе слов, имеющих смысл, заключается логическое предложение. Поэтому всякий разговор, как бы он ни был велик, всякая книга, как бы она ни была велика, могут быть раздроблены на множество предложений, потому что они состоят из множества предложений. Предложением мы можем выразить всякую мысль; следовательно,  17. Из скольких частей состоит предложение, столько должно находиться и основных, или элементарных, частей речи во всяком языке.

 18. Логическое предложение состоит из трех частей - подлежащего, сказуемого и связки, следовательно, и главных частей речи во всяком языке должно быть три, из которых каждая должна соответствовать одной из частей предложения.

 19. Подлежащему должна соответствовать часть речи, выражающая название предметов видимого и умственного мира. Эта часть речи называется именем.

 20. Сказуемому должна соответствовать часть речи, определяющая предметы видимого и умственного мира, или имена, по их качеству: эта часть речи называется определительною, или прилагательною.

 21. Связке, как выражению бытия или существования, соответствует глагол быть. Этот глагол называется существительным, простым и самостоятельным, потому что выражает сам собою, без помощи других частей речи, понятие о существовании, или бытии предметов во времени.

Примечание. Предметы существуют не иначе, как в форме пространства и времени. Каждому предмету, даже умственному, мы придаем какую-то вещественную форму, т. е. ограничиваем его условиями величины, тяжести, цвета, составляющими необходимую принадлежность наружного вида, или, по крайней мере, обставляем его такого рода вещественными предметами, которые уже потому существуют необходимо в форме пространства, что суть вещественны. Имя есть выражение существования предметов в пространстве. Потому о каждом предмете можно сказать, что он есть, был и будет, например: "Природа есть прекрасна; природа была прекрасна; природа будетъ прекрасна": вот существование предметов во-времени; оно выражается глаголом.

 22. Этих трех частей речи, т. е. имени, определительной и глагола существительного, достаточно, при помощи частиц, для выражения всех возможных суждений нашего ума и, следовательно, для составления языка. Но во всяком языке бывает более трех частей речи, потому что подлежащее и сказуемое, т. е. понятие о предмете и его принадлежности или атрибуте, выражается, по большей части, более нежели одною частию речи; а притом, вторая из этих частей речи, т. е. определительная, подразделяется на несколько отделов или видов, которые принимаются за особенные части речи и носят особенные названия. Так и в русском языке, а именно:

 23. Подлежащие, или названия предметов, существующих в природе, физической и нравственной, заменяются, для краткости и для избежания частого повторения одного и того же слова, особенною частию речи, которая называется местоимением. Так, например, в речи: "Земля есть планета: она: обращается вокругъ солнца, а луна обращается вокругъ нея, потому-что она есть ея спутникъ", - слова: она, нея, она, ея суть местоимения, которые заменяют слова: земля, земли, луна, земли, потому что без этих местоимений надобно б было сказать: "Земля есть планета: земля обращается вокругъ солнца, а луна обращается вокругъ земли, потому-что луна есть земли спутникъ".

 24. Сказуемое выражается не одною определительною частию речи, но еще и глаголом совокупным, который, собственно, есть ее вид, потому что, заключая в себе глагол существительный, или понятие о связке, он заключает в себе и определительное слово, или понятие об атрибуте; так, например, в предложении: птица летаетъ, подлежащее есть птліца, а сказуемое и связка заключаются в слове летаетъ, потому что летаетъ есть то же, что есть летающая, а целое предложение: птица летаетъ, в простой логической форме, будет: птица есть летающая.

Примечание. Глагол совокупный выражает действие предмета во времени: говорить, ходить, смѣятъся, плакать. Глаголов совокупных бесчисленное множество, потому что всякий глагол, кроме существительного Глагола быть, есть глагол совокупный. Впрочем, так как глаголы совокупные имеют, в своем образовании и изменениях, общие свойства с глаголом существительным, то и не составляют особой от него части речи, но, вместе с ним, образуют одну общую часть речи под общим именем глагола.

 25. Всякий глагол, в своей первоначальной форме, оканчивающийся на ть, может быть подлежащим предложения, потому что всякий глагол в своей первообразной, прямой форме есть в то же время и имя; так, например: учиться полезно есть всё то же, что ученіе полезно, потому что учиться есть всё то же, что ученіе. Сказуемое также выражается не одною определительною частию речи и глаголом совокупным, но и самым именем, как, например, в этом предложении: камень есть вещь, в котором и подлежащее и сказуемое - имя.

Примечание. Определительная часть речи служит не для одного только выражения сказуемого, но и для определения предметов (имен) по их качеству, свойству, количеству, принадлежности и действию, как, например: добрый человѣкъ, прилѣжный ученикъ, деревянный столъ, третій день, бѣгавшее дитя. Определительные, определяющие не предметы (имена), а действия (глаголы), называются наречиями и составляют особенный отдел или подразделение определительной части речи, например: говорить громко, читать хорошо, вставать рано, спать долго, сидѣть тамъ, ходить здѣсь. Наречия служат иногда и к усилению определительных, например: очень сильный, весьма большой, чрезвычайно прилѣжный, крайне опасный.

 26. Частицы, как уже и было сказано выше ( 11), служат для выражения различных отношений между частями речи, составляющими суждение (предложение), и между суждениями, составляющими умозаключение (период). Частиц две: предлог и союз. Значение каждой из них покажется в своем месте.

 27. Итак, все слова, составляющие русский язык, разделяются на следующие четыре части речи и две частицы:

1) Имя. 4) Определительное слово.

2) Местоимение. 5) Предлог.

3) Глагол. 6) Союз.

Примечание. Теперь, окончивши предварительные объяснения о словах вообще, должно рассмотреть значение и двойства каждой части речи и частицы особенно, в том порядке, в каком мы их выставили в последнем параграфе этой главы.

Вернуться на предыдущую страницу

"Проект Культура Советской России" 2008-2010 © Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.