В. Г. Белинский. Основания русской грамматики - Часть первая - Грамматика аналитическая (этимология) - Глава I

Вернуться на предыдущую страницу

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ГРАММАТИКЕ

 1. Человек одарен способностию мыслить и выражать свои мысли посредством слова, или языка, другими словами, человек мыслит и говорит.

 2. Способность мыслить называется разумом, и потому мышление есть действие, или акт разума; произведение, или плод этого действия разума, называется суждением; способность выражать суждения ума, т. е. сообщать их другим посредством разных изменений голоса и сочетания звуков, или мыслить вслух, а не про себя, называется словом, или языком. Следовательно,  3. Мысль относится к слову, как душа к телу, а слово к мысли, как тело к душе, т. е. слово есть покров, одежда, форма, выражение мысли, а мысль есть смысл, разум, значение слова.

 4. Наука о мышлении называется логикою; наука о слове, или о языке, называется грамматикою. Итак,  5. Грамматика есть наука о слове человеческом, или систематическое изложение законов человеческого слова.

Примечание. Так как слово тесно связано с мыслию, то и грамматика находится в тесных отношениях с логикою и должна быть основана на ней.

 6. Люди говорят не одним языком, потому что у каждого народа есть свой особенный язык, а народов на земном шаре множество; но все языки, несмотря на свое различие, основаны на одних и тех же законах, и, в то же время, каждый из них имеет и свои особенные законы. Вследствие этого,  7. Грамматика разделяется на всеобщую и частную.

 8. Всеобщая грамматика есть наука слова человеческого вообще, т. е. она излагает законы, общие всем языкам в мире.

 9. Частная грамматика содержит в себе объяснение исключительных свойств или особенностей одного какого-нибудь языка. Следовательно,  10. Русская грамматика есть наука о законах и свойствах русского слова, или русского языка, т. е. она учит говорить, читать и писать по-русски сообразно с основными законами русского языка и общим употреблением или принятым обычаем.

 11. Язык состоит из множества отдельных слов. Когда мы произносим какое-нибудь слово, то соединяем с ним, в уме нашем, понятие о каком-нибудь предмете; так, например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию, со всеми ее признаками, т. е. светом, жгучестию и горением, хотя бы в то время, как мы говорим, мы и не видели бы огня; когда мы говорим слово лошадь, то представляем себе умственно это животное, со всеми его признаками, т. е. отличительною фигурою, гордою поступью, быстротою бега, хотя бы и не видели перед собою лошади, когда о ней говорим. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний звуков голоса, потому что огонь мог бы называться лошадью, а лошадь огнем, и тогда мы с словом лошадь представляли бы себе светящуюся, жгучую и разрушающую стихию, а с словом огонь представляли бы себе красивое, сильное и быстрое четвероногое животное. Слова: ignis, le feu, das Feuer, огонь - принадлежат к разным языкам и произносятся различно, но выражают одно и то же понятие, равно как и слова: equus, le cheval, das Pferd, лошадь, конь.

Примечание. Из условности слов нельзя заключить, чтобы язык, или способ выражения, был изобретением человека. Изобретение предполагает или намерение, или нечаянность, т. е., чтобы изобресть что-нибудь, должно почувствовать нужду в этом изобретении или нечаянно напасть на него. Но мысли человек не изобретал, а так как мысль, в своем проявлении, необходимо условливается формою, то и слово, как форма мысли, родилось вместо с нею и не могло быть изобретением человека. Поэтому язык человеческий, при всей своей условности, основан на таких же непреложных законах, как и мысль. Происхождение слова современно рождению мысли, т. е. человек стал говорить в то же самое время, как начал мыслить. Язык развивается и совершенствуется вместе с мыслию; у диких и необразованных народов мало понятий и мыслей, а потому мало и слов и оборотов; у народов просвещенных и образованных много понятий и мыслей, а потому много и слов и оборотов.2 Для кого непонятна мысль, выражаемая словом, для того непонятно и самое слово: простолюдин не знает, что такое сфера, эѳиръ, геній, и потому не только не употребляет этих слов в разговоре, но и не понимает их значения, когда слышит их от образованных людей.

 12. Грамматика разделяется на две существенные части: на аналитическую и синтетическую.

Примечание. Анализ есть греческое слово, которое по-русски можно перевести словом разбор или разложение; синтезис есть также греческое слово, которое по-русски может быть переведено словом составление или совокупление. Аналитическим способом рассматривается предмет науки по его частям, врозь; синтетическим - в совокупности. Так, например, чтобы узнать строение человеческого тела, надо сперва изучить все части или органы, составляющие его; чтобы из разбросанных в куче и беспорядке костей человеческого тела составить остов, надо сперва уметь разнять человеческий труп по частям. Следовательно, анатомия, научающая познавать строение человеческого организма чрез разъятие его на части, есть наука аналитическая; а физиология, объясняющая взаимнодействие частей организма одна на другую и показывающая человеческий организм в его полноте, целости и гармонии, есть наука синтетическая. Без анатомии нельзя узнать физиологии, но анатомию можно знать и без физиологии; так и во всех науках анализ должен предшествовать синтезису.

 13. Слово, взятое отдельно, есть выражение какого-нибудь понятия; совокупность слов, имеющая определенный смысл, есть выражение какого-нибудь суждения.

 14. Аналитическая грамматика рассматривает слова порознь, отдельно, как выражение отдельных понятий; синтетическая грамматика рассматривает слова в совокупности, как выражение суждения.

Примечание. Само собою разумеется, что аналитическая грамматика должна предшествовать синтетической, потому что нельзя совокуплять слова в суждения, не зная силы и значения каждого слова в особенности.

 15. Аналитическая часть грамматики называется иначе этимологиею, или словопроизведением, которое рассматривает слова по их происхождению, изменению и значению. Этимология разделяется на общую и частную.

 16. Общая этимология объясняет общие свойства слов, как условных соединений звуков голоса для выражения понятий, вне их значения; частная этимология рассматривает частные свойства слов, по различию выражаемых ими понятий.

 17. Синтетическая грамматика называется иначе синтаксисом, или словосочинением. Синтаксис, или словосочинение, показывает правила соединения слов для выражения суждений.

 18. Мысль составляется из двух начал, или элементов: из понятия и суждения.

 19. Понятие есть непосредственное представление в уме какого-нибудь предмета или обращение какого-нибудь предмета в умственное представление ( 11); так, например, Богъ, безсмертіе, природа, дерево суть понятия. Понятиям соответствуют слова.

 20. Суждение есть соединение двух или нескольких понятий посредством существующего между ними соотношения; так, например, когда я говорю: Богъ есть безсмертенъ, я соединяю понятие о Вогѣ с понятием о безсмертіи. Суждению соответствует в языке речь, которая называется иначе предложением.

 21. Слова, как выражение понятий, рассматриваются в этимологии, или аналитической грамматике; совокупность слов, как выражение совокупности понятий, или выражение суждения, рассматривается в синтаксисе, или синтетической грамматике.

 22. Кроме этих двух главных и существенных частей грамматики, есть еще другие две части, которые равно относятся к обеим предшествовавшим и служат им как бы дополнением: это орфография, или правописание, и просодия, или слово-произношение.

 23. В орфографии, или правописании, содержатся правила писать слова сообразно с духом языка и принятым обыкновением.

 24. В просодии, или словопроизношении, содержатся правила произносить слова голосом, в разговоре или чтении, сообразно с духом языка и принятым употреблением.

 25. Итак, грамматика разделяется на четыре части:

I. Этимологию (словопроизведение), или аналитику а) общую, предмет которой есть слова, как вообще совокупность звуков, как материя для выражения понятий; б) частную, предмет которой есть слова, как вообще совокупность звуков, как материя для выражения известных и определенных понятий, по их родам и видам.

II. Синтаксис (словосочинение), или синтетику а) низшую, предмет которой есть правила совокупления слов, как выражений понятий, в предложения, как выражения суждения; б) высшую, предмет которой составляют правила совокупления предложений, как выражений суждения, в периоды, как выражения умозаключения.

III. Орфографию (правописание) - письмо. IV. Просодию (словопроизношение) --произношение слов в разговоре и чтении.

Вернуться на предыдущую страницу

"Проект Культура Советской России" 2008-2010 © Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.