Виссарион Белинский. Литературные мечтания (Элегия в прозе) - часть 6
Вернуться на предыдущую страницу
Была пора: Екатеринин век,
В нем ожила всей древней Руси слава:
Те дни, когда громил Царьград Олег,
И выл Дунай под лодкой Святослава;
Рымник, Чесма, Кагульский бой,
Орлы во граде Леонида;
Возобновленная Таврида,
День Измаила роковой,
И в Праге, кровью залитой,
Москвы отмщенная обида!
Жуковский
Воцарилась Екатерина Вторая, и для русского народа наступила эра новой,
лучшей жизни. Ее царствование - это эпопея, эпопея гигантская и дерзкая по
замыслу, величественная и смелая по созданию, обширная и полная по плану,
блестящая и великолепная по изложению, эпопея, достойная Гомера или Тасса!
Ее царствование - это драма, драма многосложная и запутанная по завязке,
живая и быстрая по ходу действия, пестрая и яркая по разнообразию
характеров, греческая трагедия по царственному величию и исполинской силе
героев, создание Шекспира по оригинальности и самоцветности персонажей, по
разнообразности картин и их калейдоскопической подвижности, наконец, драма,
зрелище которой исторгнет у вас невольно крики восторга и радости! С
удивлением и даже с какою-то недоверчивостию смотрим мы на это время,
которое так близко к нам, что еще живы некоторые из его представителей;
которое так Далеко от нас, что мы не можем видеть его ясно без помощи
телескопа истории; которое так чудно и дивно в летописях мира, что мы готовы
почесть его каким-то баснословным веком. Тогда, в первый еще раз после царя
Алексия, проявился дух русский во всей своей богатырской силе, во всем своем
удалом разгулье и, как говорится, пошел писать. Тогда-то народ русский,
наконец освоившийся кое-как с тесными и не свойственными ему формами новой
жизни, притерпевшийся к ним и почти помирившийся с ними, как бы покорясь
приговору судьбы неизбежной и непреоборимой - воле Петра, в первый раз
вздохнул свободно, улыбнулся весело, взглянул гордо - ибо его уже не гнали к
великой цели, а вели с его спросу и согласия, ибо умолкло грозное _слово и
дело_, и вместо его раздается с трона голос, говоривший: "Лучше прощу десять
виновных, нежели накажу одного невинного; мы думаем и за славу себе вменяем
сказать, что мы живем для нашего народа; сохрани боже, чтобы какой-нибудь
народ был счастливее российского"; ибо с "Уставом о рангах" и "Дворянскою
грамотою" соединилась неприкосновенность прав благородства; ибо, наконец,
слух Руси лелеется беспрестанными громами побед и завоеваний. Тогда-то
проснулся русский ум, и вот заводятся школы, издаются все необходимые для
первоначального обучения книги, переводится все хорошее со всех европейских
языков; разыгрался русский меч, и вот потрясаются монархии в своем
основании, сокрушаются царства и сливаются с Русью!..
Знаете ли, в чем состоял отличительный характер века Екатерины II, этой
великой эпохи, этого светлого момента жизни русского народа? Мне кажется, _в
народности_. Да - _в народности_, ибо тогда Русь, стараясь по-прежнему
подделываться под чужой лад, как будто назло самой себе, оставалась Русью.
Вспомните этих важных радушных бояр, домы которых походили на всемирные
гостиницы, куда приходил званый и незваный и, не кланяясь хлебосольному
хозяину, садился за столы дубовые, за скатерти браные, за яства сахарные, за
питья медовые; этих величавых и гордых вельмож, которые любили жить
_нараспашку_, жилища которых походили на царские палаты русских сказок,
которые имели свой штат царедворцев, поклонников и ласкателей, которые
сожигали фейерверки из облигаций правительства; которые умели попировать и
повеселиться по старинному дедовскому обычаю, от всей русской души, но умели
и постоять за свою матушку и мечом и пером: не скажете ли вы, что это была
жизнь самостоятельная, общество оригинальное? Вспомните этого Суворова,
который не знал войны, но которого война знала; Потемкина, который грыз
ногти на пирах и, между шуток, решал в уме судьбы народов; этого Безбородко,
который, говорят, с похмелья читал матушке на белых листах дипломатические
бумаги своего сочинения; этого Державина, который в самых отчаянных своих
подражаниях Горацию, против воли, оставался Державиным и столько же походил
на Августова поэта, сколько походит могучая русская зима на роскошное лето
Италии: не скажете ли вы, что каждого из них природа отлила в особенную
форму и, отливши, разбила вдребезги эту форму?.. А можно ли быть
оригинальным и самостоятельным, не будучи _народным_?.. Отчего же это было
так? Оттого, повторяю, что уму русскому был дан простор, оттого, что гений
русский начал ходить с развязанными руками, оттого, что великая жена умела
сродниться с духом своего народа, что она высоко уважала народное
достоинство, дорожила всем русским до того, что сама писала разные сочинения
на русском языке, дирижировала журналом и за презрение к родному языку
казнила подданных ужасною казнию - " Телемахидою "!..
Да - чудно, дивно было это- время, но еще чуднее и дивнее было это
общество! Какая смесь, пестрота, разнообразие! Сколько элементов
разнородных, но связанных, но одушевленных единым духом! Безбожие и
изуверство, грубость и утонченность, материализм и набожность, страсть к
новизне и упорный фанатизм к старине, пиры и победы, роскошь и довольство,
забавы и геркулесовские подвиги, великие умы, великие характеры всех цветов
и образов, и, между ними, Недоросли, Простаковы, Тарасы Скотинины и
Бригадиры; дворянство, удивляющее французский двор своею светскою
образованностию, и дворянство, выходившее с холопями на разбой!..
И это общество отразилось в литературе; два поэта, впрочем весьма
неравные гением, преимущественно были выражением оного: громозвучные песни
Державина были символом могущества, славы и счастия Руси; едкие и остроумные
карикатуры Фонвизина были органом понятий и образа мыслей образованнейшего
класса людей тогдашнего времени.
Державин - какое имя!.. Да - он был прав: только _Навин_ могло быть ему
под рифму! Как идет к нему этот полурусский и полутатарский наряд, в котором
изображают его на портретах: дайте ему в руки лилейный скипетр Оберона,
придайте к этой собольей шубе и бобровой шапке длинную седую бороду: и вот
вам русский чародей, от дыхания которого тают снега и ледяные покровы рек и
расцветают розы, чудным словам которого повинуется послушная природа и
принимает все виды и образы, каких ни пожелает он! Дивное явление! Бедный
дворянин, почти безграмотный, дитя по своим понятиям; неразгаданная загадка
для самого себя; откуда получил он этот вещий, пророческий глагол,
потрясающий сердца и восторгающий души, этот глубокий и обширный взгляд,
обхватывающий природу во всей ее бесконечности, как обхватывает молодой орел
мощными когтями трепещущую добычу? Или и в самом деле он повстречал на
_перепутье_ какого-нибудь _шестикрылого херувима_? Или и в самом деле
_огненное чувство_ ставит в иные минуты смертного, без всяких со стороны его
усилий, наравне с природою, и, послушная, она открывает ему свои
таинственные недра, дает ему подсмотреть биение своего сердца и почерпать в
лоне источника жизни эту _живую воду_, которая влагает дыхание жизни и в
металл и в мрамор? Или и в самом деле _огненное чувство_ дает смертному
_всезрящие очи_ и уничтожает его в природе, а природу уничтожает в нем, и,
её всемощный властелин, он повелевает ею самовластно и, вместе с нею,
раскидывается, по своей воле, подобно Протею, на тысячи прекрасных явлений,
воплощается в тысячи волшебных образов и те образы называет потом своими
_созданиями_?.. Державин - это полное выражение, живая летопись,
торжественный гимн, пламенный дифирамб века Екатерины, с его лирическим
одушевлением, с его гордостию настоящим и надеждами на будущее, его
просвещением и невежеством, его эпикуреизмом и жаждою великих дел, его
пиршественною праздностию и неистощимою практическою деятельностию! Не ищите
в звуках его песен, то смелых и торжественных, как гром победы, то веселых и
шутливых, как застольный говор наших прадедов, то нежных и сладостных, как
голос русских дев, не ищите в них тонкого анализа человека со всеми изгибами
его души и сердца, как у Шекспира, или сладкой тоски по небу и возвышенных
мечтаний о святом и великом жизни, как у Шиллера, или бешеных воплей души
пресыщенной и все еще несытой, как у Байрона: нет - нам тогда некогда было
анатомировать природу человеческую, некогда было углубляться в тайны неба и
жизни, ибо мы тогда были оглушены громом побед, ослеплены блеском славы,
заняты новыми постановлениями и преобразованиями; ибо тогда нам еще некогда
было пресытиться жизнию, мы еще только начинали жить и потому любили жизнь;
итак, не ищите ничего этого у Державина! Поищите лучше у него поэтической
вести о том, как велика была несравненная, _богоподобная Фелица
киргиз-кайсацкия орды_, как _этот ангел во плоти_ разливал и сеял повсюду
жизнь и счастие и, подобно богу, творил все из ничего, как были мудры ее
слуги верные, ее советники усердные; как герой полуночи, _чудо-богатырь_
{20}, бросал за облака башни, как бежала тьма от его чела и пыль от его
молодецкого посвисту, как под его ногами трещали горы и кипели бездны, как
пред ним падали города и рушились царства, как он, при громах и молниях, при
ужасной борьбе разъяренных стихий, сокрушил твердыни Измаила или перешел
чрез пропасти Сент-Готара; как _жили_ и _были_ вельможи русские с своим
неистощимым _хлебом-солью_, с своим _русским сибаритством_ и русским умом;
как русские девы своими пламенными взорами и соболиными бровями разят души
львов и сердца орлов, как блестят их белые чела златыми лентами, как дышат
их нежные груди под драгими жемчугами, как сквозь их голубые жилки
переливается розовая кровь, а на ланитах любовь врезала огневые ямки!
Невозможно исчислить неисчислимых красот созданий Державина. Они
разнообразны, как русская природа, но все отличаются одним общим колоритом:
во всех них воображение преобладает над чувством, и все представляется в
преувеличенных, гиперболических размерах. Он не взволнует вашей груди
сильным чувством, не выдавит слезы из ваших глаз, но, как орел добычу,
схватывает вас внезапно и неожиданно, и на крылах своих могучих строф мчит
прямо к солнцу и, не давая вам опомниться, носит по беспредельным равнинам
неба; земля исчезает у вас из виду, сердце сжимается от какого-то приятного
изумления, смешанного со страхом, и вы видите себя как бы ринутыми порывом
урагана в неизмеримый океан; волна то увлекает вас в бездны, то выбрасывает
к небу, и душе вашей отрадно и привольно в этой безбрежности. Как громка и
величественна его песнь богу! Как глубоко подсмотрел он внешнее благолепие
природы и как верно воспроизвел его в своем дивном создании! И однако ж он
прославил в нем одну мудрость и могущество божие и только намекнул о любви
божией, о той любви, которая воззвала к человекам: "Приидите ко мне вси тру
ж дающиеся и обремененнии, и аз упокою вы!", о той любви, которая с
позорного креста мучения взывала к отцу: "Отче, отпусти им: не ведят бо, что
творят!" Но не осуждайте его за это: тогда было не то время, что ныне, тогда
был осьмнадцатый век. Притом же не забудьте, что ум Державина был ум
русский, положительный, чуждый мистицизма и таинственности, что его стихиею
и торжеством была природа внешняя, а господствующим чувством патриотизм, что
в сем случае он был только верен своему бессознательному направлению и,
следовательно, был истинен. Как страшна его ода "На смерть Мещерского":
кровь стынет в жилах, волосы, по выражению Шекспира, встают на голове
встревоженною ратью, когда в ушах ваших раздается вещий бой _глагола
времен_, когда в глазах мерещится ужасный остов смерти с косою в руках!
Какою энергическою и дикою красотою дышит его "Водопад": это песнь угрюмого
севера, пропетая сребровласым скальдом во глубине священного леса, среди
мрачной ночи, у пылающего дуба, зажженного молниею, при оглушающем реве
водопада!
Его послания и сатиры представляют совсем другой мир, не менее
прекрасный и очаровательный. В них видна практическая философия ума
_русского_; посему главное отличительное их свойство есть народность,
_народность_, состоящая не в подборе мужицких слов или насильственной
подделке под лад песен и сказок, но в сгибе ума русского, в русском образе
взгляда на вещи. В сем отношении Державин народен в высочайшей степени. Как
смешны те, которые величают его русским Пиндаром, Горацием, Анакреоном; ибо
самая эта тройственность показывает, что он был ни то, ни другое, ни третье,
но все это, вместе взятое, и, следовательно, выше всего этого, отдельно
взятого! Не так же ли нелепо было бы назвать Пиндара или Анакреона греческим
или Горация латинским Державиным, ибо если он сам не был ни для кого
образцом, то и для себя не имел никого образцом? Вообще надобно заметить,
что его _невежество_ было причиною его _народности_, которой, впрочем, он не
знал цены; оно спасло его от подражательности, и он был оригинален и
народен, сам не зная того. Обладай он всеобъемлющею ученостию Ломоносова - и
тогда прости, поэт! Ибо, чего доброго? он пустился бы, пожалуй, в трагедии
и, всего вернее, в эпопею: его неудачные опыты в драме доказывают
справедливость такого предположения. Но судьба спасла его - и мы имеем в
Державине _великого, гениального русского_ поэта, который был верным эхом
жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II.
Фонвизин был человек с необыкновенным умом и дарованием; но был ли он
рожден _комиком_ - на это трудно отвечать утвердительно. В самом деле,
видите ли вы в его драматических созданиях присутствие _идеи вечной жизни_?
Ведь смешной анекдот, преложенный на разговоры, где участвует известное
число скотов, - еще не комедия. Предмет комедии не есть исправление нравов
или осмеяние каких-нибудь пороков общества; нет: комедия должна живописать
_несообразность жизни с целию_, должна быть плодом горького негодования,
возбуждаемого унижением человеческого достоинства, должна быть сарказмом, а
не эпиграммою, судорожным хохотом, а не веселою усмешкою, должна быть писана
желчью, а не разведенною солью, словом, должна обнимать жизнь в ее высшем
значении, то есть в ее вечной борьбе между добром и злом, любовию и
эгоизмом. Так ли у Фонвизина? Его дураки очень смешны и отвратительны, но
это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры;
его умные суть не иное что, как выпускные куклы, говорящие заученные правила
благонравия; и все это потому, что автор хотел учить и исправлять. Этот
человек был очень смешлив от природы: он чуть не задохнулся от смеху, слыша
в театре звуки польского языка; он был в Франции и Германии и нашел в них
одно смешное: вот вам и комизм его. Да - его комедии суть не больше, как
плод добродушной веселости, над всем издевавшейся, плод остроумия, но не
создание фантазии и горячего чувства. Они явились впору и потому имели
необыкновенный успех; были выражением господствующего образа мыслей
образованных людей и потому нравились. Впрочем, не будучи художественными
созданиями в полном смысле этого слова, они все-таки несравненно выше всего,
что ни написано у нас по сию пору в сем роде, кроме "Горя от ума", о котором
речь впереди. Одно уже это доказывает дарование сего писателя. Прочие его
сочинения имеют цену еще, может быть, большую, но и в них он является умным
наблюдателем и остроумным писателем, а не художником. Насмешка и шутливость
составляют их отличительный характер. Кроме неподдельного дарования, они
замечательны еще и по слогу, который очень близко подходит к
_карамзинскому_; особенно же драгоценны они тем, что заключают в себе многие
резкие черты духа того любопытного времени.
Как забыть о Богдановиче? Какою славою пользовался он при жизни, как
восхищались им современники и как еще восхищаются им и теперь некоторые
читатели? Какая причина этого успеха? Представьте себе, что вы оглушены
громом, трескотнёю пышных слов и фраз, что все окружающие вас говорят
монологами о самых обыкновенных предметах, и вы вдруг встречаете человека с
простою и умною речью: не правда ли, что вы бы очень восхитились этим
человеком? Подражатели Ломоносова, Державина и Хераскова оглушили всех
громким одопением; уже начинали думать, что русский язык неспособен к так
называемой _легкой поэзии_, которая так цвела у французов, и вот в это-то
время является человек с сказкою, написанною языком простым, естественным и
шутливым, слогом, по тогдашнему времени, удивительно легким и плавным: все
были изумлены и обрадованы. Вот причина необыкновенного успеха "Душеньки",
которая, впрочем, не без достоинств, не без таланта. Скромный Хемницер был
не понят современниками: им по справедливости гордится теперь потомство и
ставит его наравне с Дмитриевым. Херасков был человек добрый, умный,
благонамеренный и, по своему времени, отличный версификатор, но решительно
не поэт. Его дюжинные "Россияда" и "Владимир" долго составляли предмет
удивления для современников и потомков, которые величали его русским Гомером
и Виргилием и проводили во храм бессмертия под щитом его длинных и скучных
поэм; пред ним благоговел сам Державин; но, увы! ничто не спасло его от
всепоглощающих волн Леты! Петров недостаток истинного чувства заменял
насыщенностию и совершенно доконал себя своим варварским языком. Княжнин был
трудолюбивый писатель и, в отношении к языку и форме, не без таланта,
который особенно заметен в комедиях. Хотя он целиком брал из французских
писателей, но ему и то уже делает большую честь, что он умел из этих
похищений составлять нечто целое и далеко превзошел своего родича
Сумарокова. Костров и Бобров были в свое время хорошие версификаторы.
Вот все гении века Екатерины Великой; все они пользовались громкою
славою, и все, за исключением Державина, Фонвизина и Хемницера, забыты. Но
все они замечательны как первые действователи на поприще русской
словесности; судя по времени и средствам, их успехи были важны и
преимущественно происходили от внимания и одобрения монархини, которая всюду
искала талантов и всюду умела находить их. Но между ними только один
Державин был таким поэтом, имя которого мы с гордостию можем поставить подле
великих имен поэтов всех веков и народов, ибо он один был свободным иe
торжественным выражением своего великого народа и своего дивного времени.
(До следующего листка.)
Вернуться на предыдущую страницу
|