В. Г. Белинский.Герои преферанса, или душа общества

Вернуться на предыдущую страницу

Герои преферанса, или душа общества,

оригинальная комедия-водевиль в трех картинах, сочинение актера П. И. Григорьева 1-го

Первый акт этой пьесы действительно похож на комедию средней руки. Прочтя его, мы получили надежду и в целой пьесе найти что-нибудь порядочное, выходящее из-под уровня пошлости и ничтожества, которыми так самодовольно щеголяет наша сценическая литература; но, читая далее, увидели, что не все надежды сбываются в сем подлунном мире и что умное начало речи не всегда ручается за ее умное окончание. Комизм первого акта состоит в том, что чиновнику, живущему службою и преферансом, приносят из департамента дело на дом с тем, чтоб к утру он составил из него выписку; но чиновник сбирается на вечер с тем, чтоб отыграть свой проигрыш в преферанс, - и он начинает доказывать важность преферанса для его домашнего благосостояния, которое нисколько не может быть упрочено одною службою. Это и смешно и не лишено истины. Но в следующих двух актах, или двух картинах, ничего нельзя понять - фарс на фарсе, нелепость на нелепости, невероятность на невероятности. Все дело вертится на любви, желающей увенчаться законным браком, а о приданом и вообще брачных расчетах, которые одни должны бы составлять пружины комической завязки, почти ни слова. Мать соглашается выдать свою дочь за "предмет нежнейшей страсти" на том условии, чтоб этот "предмет" помог ей обыграть жесточайшего ее врага по преферансу, Козыревича. Но она осталась без пяти в червях - сам "предмет" вистовал ей вместе с Козыревичем - и она падает в обморок и отказывает "предмету" в руке своей дочери. Какой грубый фарс! Где сочинитель видел подобную мать? Другое дело, если бы она прикрыла свою досаду на проигрыш каким-нибудь благовидным предлогом, - это было бы и комически смешно и возможно. Но, видно, сочинитель понимает вещи одинаково с публикою, для которой пишет, и думает, что, чем больше кладется в кушанье соли и перца, тем оно вкуснее. И что за манера, что за тон: "Теща в малине, шулер в тисках"1... фай!.. Но фарс получил необыкновенный успех, стало быть, достиг своей цели: чего же больше!..