Вернуться на предыдущую страницу
Ханский чай.
Сельский водевиль в одном действии. Соч. Е. Алипанова. Издание второе. Вместо эпиграфа:
Некоторые просвещенные люди заключают, что лучше крестьянам пить чай, нежели вино. Неоспоримая истина! Но перестают ли те крестьяне пить вино, которые пьют чай?
Некоторые просвещенные люди через нас отвечают г. Алипанову, что если крестьяне, начиная пить чай, и не перестают пить вино, то перестают быть пьяницами и вообще пьют вина несравненно меньше. Этот достоверный факт замечен некоторыми опытными людьми, наблюдавшими крестьян не из Москвы и Петербурга, а в деревнях и селах, в глуши провинции. Впрочем, все это не имеет ни малейшего отношения к сельскому водевилю г. Алипанова, в котором нет ни правдоподобия, ни вероятности, ни характеров, ни образов, ни лиц и, наконец, - никакой цели, никакого намерения. Проживший несколько лет в Петербурге крестьянин пристрастился к чаю и, живя в деревне своего барина, только и делает, что пьет ханский чай. Разумеется, он задолжал оброком года два и хочет отбить любовницу у работящего крестьянина, который не пьет чаю; но не всякий догадается, что тот обманывает его богородскою травою да розовым листом, уверив его, что это самый лучший чай. Наконец является благодетельный помещик, г. Экономов, и, как обыкновенно водится в плохих романах, новостях и водевилях, учиняет развязку с благополучным окончанием. А вот и образчик куплетов:
Не кокушечка в сыром бору вскуковала,
Красна девица по любезному встосковала (сь?),
Разлучают с ним сиротиночку горемычную,
Полюбя его, полюбить других непривычную.
Под венец с тобой не велит идти друг мой милый;
И тебе ж косой не владеть моей, мне постылый,
Не подруженьки расплетут ее, с тобой сидючи,
А в святом углу бездыханную меня видючи.
Неужели эту нескладную галиматью г. Алипанов считает сельским куплетом?..