В. Г. Белинский.Театральная критика - Жених-мертвец, или думал солгать, а сказал правду.

Вернуться на предыдущую страницу

Жених-мертвец, или думал солгать, а сказал правду.

Водевиль в одном действии

Два водевиля - один другого хуже, и оба с большими претензиями. Последний куплет первого гласит:

Детей пугают букой злым,

Девиц - беззубыми мужьями,

Старушек - ведьмой, домовым,

Мужей - какими-то рогами;

Актеров, автора и нас (кого же это - нас?)

Пугает публики сужденье!..

Но средство есть зато у нас,

Чтоб выводить из заблужденья.

Кто поймет смысл последних двух стихов, тому предоставляем судить о достоинстве всей пьесы, которая, впрочем, довольно сносна в представлении1.

Последний куплет второго водевиля гласит:

Автор наш не ищет славы, (еще бы!..)

Ни награды, ни похвал;

Нет, он просто для забавы (хороша забава!)

Мертвеца вам написал.

Счастлив будет в полной мере,

Если скажут наконец

В ложах, креслах и партере:

Пусть живет жених-мертвец!

Что сказать об этом водевиле? Он пошл, нелеп и глуп до невозможности; он напечатан на серой оберточной бумаге и без грамматики - все это вещи очень обыкновенные. Было время, я от души удивлялся им, но теперь уже не удивляюсь, потому что привык, притерпелся. Гораздо удивительнее то, что это бездарное, безвкусное и вульгарное произведение мещанского остроумия дается на театрах обеих наших столиц2 и что ему от души смеются и аплодируют не только в райке, но и в креслах, что я сам видел и слышал. Для кого же дается этот водевиль? О, без сомнения, для райка! Уверяю вас, что и тут нечему дивиться: раек есть страшное могущество, сильная держава: он имеет союзников и в креслах, и в ложах, и везде, где вам угодно!..