В. Г. Белинский.Необыкновенный случай.

Вернуться на предыдущую страницу

Водевиль в одном действии

ВТОРОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ ВСЕХ КУПЛЕТОВ ИЗ ВОДЕВИЛЯ "НЕОБЫКНОВЕННЫЙ СЛУЧАЙ",

составленный издателем водевиля

Новое, небывалое доселе явление в литературе - водевиль-трагедия, трагедия с куплетами. За некоею девицею ухаживает молодой гусар, Березкин; оная же девица любит не его, а какого-то Эдуарда барона Гольдбаха, с которым она познакомилась на кавказских минеральных водах. Мать ее входит к ней с письмом в руках, говоря, что она получила письмо, которое должно решить ее (дочери) участь. "Письмо?.. Верно, от Эдуарда?.." - спрашивает дочь.-- "От какого Эдуарда?" - "От барона Гольдбаха, которого я любила всей душой". Чрез это наивное объяснение мать узнает в первый раз о любви своей дочери, о которой та не успела прежде сказать ей... за недосугами. Вдруг входит сам барон Гольдбах и ни с того ни с сего начинает объясняться в любви своей, но не к дочери, а к матери, ибо мать сия когда-то знала его за границею под другою фамилиею, которую он переменил, получа наследство от дяди. Трагическая коллизия: мать и дочь влюблены в одного; мать хочет уступить его дочери, дочь хочет уступить его матери. Какое нещечко! Наконец дочь, при помощи своего кучера, созвав ночью всех персонажей водевиля-трагедии на кладбище, насильно почти обвенчивается с Березкиным. Мать узнает о трагической проделке, но поздно и, несмотря на свое великодушие, находит себя принужденною выйти за барона, вместо того, чтобы идти в монастырь, как решалась она прежде. Все это абстрактно, мертво, безжизненно, безлично, безобразно, пошло. Того, что называется характерами, - нет и тени. Автору даже не рассудилось при действующих лицах обозначить их лета, а это очень важное обстоятельство: интересно знать, каких лет был мужчина, которого любят две женщины - мать и дочь. Матери не могло быть меньше 35 лет, а если барон предпочел ее дочери, то и он, вероятно, был человек пожилой; в таком случае, как же полюбила его молоденькая девушка? Извольте после этого поставить на сцену такой водевиль!

Теперь, не угодно ли полюбоваться куплетцами? Вот поет Березкин:

Ворон

Когда со всех сторон

Других птиц гонит вон,

На дом влетая (взлетая?)

Стая,

Мне часто об иных,

Напоминает мне родных,

Что век живут не выезжая;

Кормить

Их, и людей поить,

За лошадьми ходить

Последнее бы дело;

Но скучно, что самих

Нельзя гостей драгих,

Покинуть хоть на миг,

С утра в день длинный, целый!

Штук пятнадцать собиралось,

Таковых у нас гостей,

И нередко мне случалось

Клясть и их, и вас, ей-ей!

Вправо тетка,

Как трещотка,

Судит, рядит во всю мочь,

Влево дядя,

На вас глядя,

Просидеть готов всю ночь.

А там,

С детьми шумит мадам,

И учит их задам,

Сама будто б что знает,

И ваш покорнейший слуга,

Быть с вами никогда

Один не успевает.

Превосходно! Особливо хороши два стишка:

Влево дядя,

На вас глядя,

они напоминают:

Глядя всюду,

Обоюду...

И что за неподражаемая легкость стиха, версификации! что за игривость мысли, какая веселость, остроумие! Да не подумают наши читатели, что мы сами выдумали эти сти­хи: отвечаем чем угодно за верность выписки.

Мне будет ли дано когда-нибудь судьбою,

Еще увидеть край, где жизнь познала я,

Где небо ясное, с целительной водою,

От смерти в цвете лет избавили меня.

Ближе там,

К небесам,

Этот край,

Право рай!

И во сне

Зрится мне,

Ах не раз,

Все Кавказ!

Эти стишки так восхитили самого автора, что он поставил перед ними bis. Их поет барышня, а вот теперь послушайте лакейских:

Иван

К всему применишься

И уж не дивишься

Когда наглядишься

Господских затей;

Проделки не новы,

Их девы и вдовы,

Все замуж готовы,

Будь этот, иль сей!

Лихой был парень

Покойный барин,

Но лишь зашарен,

Забыт тотчас он;

Оставив Вену,

Ему на смену,

Вступил на сцену

Какой-то барон!

Толкуют все с жаром,

Ужель они даром

Катались верхом?

Могу ошибиться;

Но срок не продлится,

Роман заключится,

Здесь с нынешним днем!

Уж подлинно лакейские стихи! Впрочем, судя по подчеркнутым словам и стихам в куплете, видно, что этот лакей - человек образованный, сколько можно лакею быть образовану; по крайней мере, за него смело можно ручаться, что он в состоянии состряпать водевильчик, не хуже "Необыкновенного случая"...

Долгом почитаем заметить, что знаки препинания в куплетах поставлены самим автором водевиля.

Во "Втором музыкальном альбоме", вышедшем вместе с этим водевилем, помещены ноты и слова всех, и господских и лакейских, куплетов, которыми красуется "Необык­новенный случай". Музыка этих куплетов - обыкновенная, водевильная. Не знаем, почему этот "Альбом" назван "вторым": разве был еще "первый"? да уж не будет ли и третьего?..